Как разобрать ступицу переднего колеса ЗДК 5.904 - Фермер
Когда мне пришлось столкнуться с переборкой передней ступицы мотовездехода Фермер, я думал - «куда уже проще может быть?». А оказалось, как раз наоборот. На Фермере подшипники запрессовываются каждый со своей стороны, а посередине упорная втулка. Всё дело в этой втулке. Она не запрессовывается в подшипники как на Восходе или Сове. Внутренние диаметры подшипников и втулки совпадают, а наваренные центрующие кольца на втулке не позволяют достаточно нарушить соосность и выбить какой-либо из подшипников. Из-за фасок на подшипниках выколотка каждый раз слетает. Один раз, намучившись, решил, что нужен съёмник. Но какой, на тот момент было не понятно. Внутренний размер подшипника мал, да и упереться не во что. В ходе изыскательных работ было замечено, что чуть-чуть нарушить соосность всё-таки можно, но только на миллиметр – полтора (не больше). Вот и пришла идея сделать что-то распирающе – смещающее. В общем-то, что сможет застрять внутри, с возможностью лёгкого извлечения обратно.
В качестве материала был применён материал типа КРЖ (крашенная ржавая железяка). Протачиваем нужный диаметр. Его размеры берём с внутреннего диаметра подшипника и берём две – три сотки в минус.
Отрезаем цилиндр длиной 86 мм. Зажимаем его в патрон, предварительно подложив подкладку под один из кулачков. И далее сверлим на всю длину отверстие.
Примеряем ось.
Всё отлично. Разрезаем деталь на три 40 + 20 + 20 мм.
Вставляем ось в патрон и примеряем эксцентрики.
Отрезаем по размеру ось. Основные детали готовы.
Предварительная примерка. Надеваем ролики на ось.
Далее сверлим между осью и эксцентриком отверстие для шплинта.
Запрессовываем ранее изготовленный шплинт.
Теперь фрезой делаем срез в малом эксцентрике. Он нужен для захвата эксцентрика гаечным ключом.
Аналогичную операцию выполняем с большим эксцентриком.
Вновь собираем приспособление.
Теперь нужно зафиксировать второй эксцентрик на оси. Как и в предыдущем случае сверлим отверстие между осью и эксцентриком. Изготавливаем штифт, запрессовываем в конструкцию и обтачиваем торец изделия на станке.
Проверяем приспособление. Средний эксцентрик должен свободно вращается на оси.
Приспособление готово. Теперь сам процесс разборки передней ступицы не займёт и пяти минут.
Принцип работы. Приспособление устанавливаем в подшипник ступицы так, чтобы место стыка двух эксцентриков совпало с местом стыка оси и подшипника в ступице. Далее, при помощи двух гаечных ключей поворачиваем эксцентрики в разные стороны. Ось, находящаяся внутри ступицы, должна чуть-чуть сместится.
Теперь при помощи специальной оси (выколотки) и пресса с обратной стороны выдавливаем подшипник.
Промежуточная втулка и подшипник с приспособлением выпадают вниз. Использовать вспомогательный инструмент, чтобы извлечь само приспособление, не нужно - оно извлекается абсолютно легко.
Далее при помощи специальной оправки на длинной оси выдавливаем второй подшипник.
После того как второй подшипник внизу, ступица считается разобранной.
Вот весь набор для работы с передней ступицей. Две оси - толкателя, эксцентрик блокиратор для первого подшипника и оправка для демонтажа второго подшипника.
В следующей части будет описан процесс изготовления ключа для регулировки сцепления. Следите за продолжениями.