Покинутый хоздвор
Далее, от заброшенной пилорамы мы прямиком направляемся в следующую локацию. Это будет - заброшенный хозяйственный двор. Поскольку он практически примыкает к лесозаводу, то с большой вероятностью, он к нему и относился. Итак, начнём.
От последнего транспортёра, по которому выводили обрезки из цеха, мы подбираемся к очередным постройкам, пробираясь через поле, заваленное металлоконструкциями и горбылём. Сквозь деревья видны серые потрёпанные временем сооружения.
Лесозавод от хоздвора отделяет действующая грунтовая дорога. Она ведёт к задворкам аэродрома. Время от времени здесь курсирует какая-то тяжёлая техника.
Наконец-то мы на месте. Территория завалена досками и металлоломом. Снег присыпал доски и тем самым замаскировал торчащие из них гвозди. Идёшь как по минному полю и не знаешь куда ступить.
Подходим к первой постройке. Часть досок на сооружении отсутствует, их похоже уже куда-то применили. Стены утеплены опилками, что в принципе является не плохим решением. Практически все отходы с пилорамы шли в дело. Толщина стен почти двадцать пять сантиметров. Интересно, не завелись ли в них грызуны? Рядом с дверью лежит часть от бензопилы «Дружба». Достаточно легендарная пила, сколько их было выпущено, подсчитать невозможно. В массовом производстве с 1955-го года. Весь инструмент, выпущенный до 90 года, обладает высокой надёжностью и работает до сих пор.
Заходим в помещение. Пробираемся через полуразрушенный предбанник и попадаем в хлев. Ранее здесь содержалась скотина. На противоположной стороне сооружены загоны для свиней, а на этой, где сейчас мы стоим, были коровы.
Система построек спроектирована и построена так, чтобы по некоторым помещениям можно было передвигаться, не выходя на улицу. Сделано это с целью сохранения тепла. Проходим дальше. Зимняя теплица. На стенах установлены батареи системы водяного отопления. Направляющие потолка полностью отсутствуют, вероятнее всего их разобрали, так как от них и следа не осталось. Всё пришло в жуткий упадок и сейчас на грядках активничает сорная трава.
Идём обратно на улицу. Впереди ещё два сооружения: гараж и чуть правее ещё одна теплица.
Справа рядом с гаражом стоит полуразобранный ЗИЛ 131. Жаль, что на кабине не сохранилась табличка. Интересно, где он был выпущен? Какое исполнение у него было изначально, можно только догадываться. Выпускались эти автомобили на двух предприятиях в Москве, на заводе ЗИЛ и в Новоуральске на заводе АМУР.
Московский ЗИЛ имел маркировку ЗИЛ-131Н в обычном исполнении и ЗИЛ-131НС - северный. Буква «Н» говорила о модернизированном исполнении двигателя предназначенным для работы на бензине с высоким для того времени (80-90 годы) октановым числом. Завод «Автомобили и моторы Урала» выпускали автомобили с маркировкой АМУР-521320, полный аналог ЗИЛ-131Н.
Заглянул под капот. Меня поразило наличие алюминиевых деталей на двигателе. С силового агрегата снят только впускной коллектор, а алюминиевые головки и другие детали из цветного сплава не тронуты. А ведь толь одна головка ГБЦ весит чуть больше пятнадцати килограммов чистого веса. Похоже, что алюминием тут никто не промышляет. Если его не сдавать в пункт приёма цветмета, то можно найти массу применений этому металлу.
Далее идём к гаражу. Возможно это ремонтный бокс.
Внутри, как и везде полная разруха. На полу валяется очень много запчастей от ЗИЛ-130 и его модификаций: тормозные колодки, генераторы выпускные коллектора, гидроусилитель, элементы КПП и многое другое. Но если абстрагироваться от текущего состояния и постараться воспроизвести обстановку до этого апокалипсиса, то этот бокс построен достаточно грамотно. Стены и потолок обшиты светлым материалом. По середине у дальней стены бокса есть печь. Она оборудована водяным контуром с естественной циркуляцией. Ближе к выходу между двух ворот стоит большой бак, литров на четыреста. Можно и руки тёплой водой помыть и для других нужд её использовать. Тепло здесь было всегда, поскольку все печи этого хоздвора топились отходами от рядом стоящей пилорамы. Ширина сооружения позволяла загонять два грузовика и при этом оставалось много места. Ориентировочно ширина постройки составляет метров двенадцать не меньше.
В левом углу гаража был найден двигатель от 130 ЗИЛа. Он почти весь в сборе, отсутствует только водяная помпа. Это место, как рудник для металлурга, занимающегося литьём цветных металлов.
А вот и печь, которая отапливала помещение. Грусть, да и только…
Выходим из гаража и направляемся ко второй теплице.
Заходим внутрь. Здесь тоже буйство сорной травы. Это была обычная теплица без подогрева.
Так теплица выглядит со стороны.
Потихоньку вечереет и на этом наша прогулка подходит к завершению. В самый первый раз мне довелось побывать тут ночью, очень интересные впечатления. Как же можно уйти, не сделав селфи с грузовичком.
Всё, возвращаемся обратно. На этом наши приключения и экскурсии по заброшкам посёлка Толька заканчиваются. Это было очень интересное и увлекательное путешествие.
Предыдущие части этого путешествия:
Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз) - Часть 2-я,
Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама) - часть 3-я.
Статьи по некоторым другим моим рабочим командировкам:
Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R
Рабочая поездка в Цхинвал в трёх частях. Декабрь 2011.