Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама)
Как мы находим такие объёкты? Ещё до поездки в посёлок Толька, при помощи спутниковых карт, начал прорабатывать местность района пребывания.
Среди аккуратных улиц и домиков были замечены серые строения без резких очертаний, которые говорили бы об их эксплуатации и обслуживании. Также, совсем рядом был выявлен ещё один заброшенный объект - хоздвор, о нём написано в четвёртой части. Дальнейшее изучение посёлка позволило обнаружить полузатопленное судно, о котором написано во второй части.
Итак, идём на лесозавод. Территория предприятия достаточно большая.
Начнём нашу экскурсию с площадки, там, где подавали на транспортировочный конвейер лес. Это разгрузочный участок с поштучной подачи брёвен. Здесь при помощи манипулятора, двумя мощными лапами брёвна по очереди укладывались на первый цепной транспортёр.
Далее бревно поступало на участок обрезки материала в размер. Стандартно бревно режется по шесть метров в длину, оставляя немного допуска для последующего торцевания. Бывают и исключения, когда режут брёвна по девять и даже четырнадцать метров.
Гидравлическая установка управления (подачи и отвода) дисковой пилы.
Далее к основному цеху идёт длинный транспортёр, который называется - брёвнотаска. Так его прозвали от слова «таскать». Принцип его работы достаточно прост. По деревянному лотку при помощи цепного привода, на котором были установлены стальные поперечины, брёвна тащили к цеху. Для лучшего скольжения лоток изредка поливали отработанным машинным маслом.
Интересно, почему так далеко от основного цеха сделали участок обрезки брёвен.
Здесь заканчивается транспортёр. Его длина ориентировочно составляет около ста метров. Сейчас от конвейера остался только лоток и редуктор с приводным колесом цепи.
Далее, следует поперечный конвейер с поштучной подачи брёвен. В этом месте нарезанные в размер брёвна чем-то или каким-то образом (я так и не нашёл этот механизм) складывались на поперечный конвейер. После чего брёвна продавались в цех.
Вид на транспортёр из цеха. Второй цепной конвейер пока имеет в своём составе цепь.
Вот мы и внутри помещения.
Здесь находятся четыре лесопильных станка серии Р63. В профессиональной среде они называются лесопильной рамой. Каждый из станков определял свой участок цеха. Пройдёмся по помещению. В начале цеха сразу от второй брёвнотаски в сторону отходит широкий механизированный конвейер. Он подводил брёвна к первой раме. На ней выполняли боковую обрезку. После бревно поступало на вторую раму. Рельсы за станком как раз и указывают на то, что материал со станка выходил достаточно тяжёлый, по сути, то же самое бревно с небольшой обработкой.
Не сложно заметить, что станки не на столько древние (они сделаны в начале восьмидесятых годов). При детальном осмотре, какой-то большой выработки или износа деталей не обнаружено. Есть следы работы механизмов и узлов, но не более. Вообще станки такого типа, произведённые ещё во времена СССР, до сих пор функционируют. И многие, кто на них работает, подтвердят, что сносу им нет. Главное правильно настроить их и выполнять вовремя регламентные работы.
Идём дальше, второй участок. Этот станок уже распускал бревна на доски. Он делал достаточно крупные экземпляры досок, типа как половые и небольшой брус 100х150 и 100х200. Этот объясняется тем, что не целесообразно изготавливать мелкие доски и потом их транспортировочный через весь цех.
На выходе станка уже нет рельс, а имеется приёмный конвейер. Он называется рольганг. Рольганг - это конструкция роликового конвейера. В промышленности рольганги имеет очень широкое применение: металлопрокат, изготовление стекла, фанеры и т.д. Бывает рольганг сбрасывающий, как в этом случае.
Валики этого конвейера имеют винтовую поверхность вдоль всей продольной оси. Таким образом, они вращаясь отводили материал в сторону, где их уже ждал поперечный конвейер. Он кстати тоже механизирован. С него материал попадал на третий транспортёр, аналогичный брёвнотаске и отводился дальше. Продолжая тему износа оборудования, хочу обратить внимание на шестерни - выработки абсолютно никакой нет. Поверхность валиков не затёрта до металла, а до сих пор имеет заводскую окраску. Всё это говорит о малой эксплуатации предприятия.
Третья пильная рама выполняла аналогичные задачи, что и первая.
После первого и третьего станка слева и справа сделаны по две П-образные конструкции - это два сортировочных стола.
Вот и четвёртый станок.
Здесь, как и на втором участке, тоже есть два механизированных конвейера.
А это привод второго транспортёра - брёвнотаски. Он сохранился практически полностью за исключением электродвигателя. Здесь видно цепь с металлическими перекладинами, которая отсутствует на первом транспортёре.
На этом предприятии использовались двухэтажные пильные рамы. Сейчас мы спустимся на первый этаж и посмотрим их основания и фундамент. Лесопильные станки двухэтажной конфигурации обладают достаточно высокой производительностью, так как ход пилы очень большой.
Вот мы на первом этаже. Тут мы видим раздербаненные электродвигатели и огромные фундаменты колонн станков.
От каждой пильной рамы отходит ещё по одному конвейеру. Эти конвейеры отводили опилки и мелкие щепки.
Это фундамент первого станка.
Так станок выглядит, если на него смотреть с первого этажа.
Идём обратно и снова поднимаемся на второй этаж. Видим второй цех. От его здания ничего не осталось, есть только направляющие от крыши и всё. Остальное похоже разобрали на материалы.
Здесь стоит два станка. На одном из них делали обрезную доску.
А на втором - вагонку.
После всех производственных линий следует ещё один конвейер. По нему из цехов отводили обрезки. Помимо конвейеров, транспортёров и брёвнотаск предприятие обслуживало два больших стреловых самоходных рельсовых крана. Их к сожалению, тоже разобрали.
Рельсовые пути.
И всё что осталось от крана.
Грустно осознавать, что достаточно мощное предприятие, оборудованное механизированными линиями производства, было попросту уничтожено. Оборудование вообще не имеет никакого износа. Для чего всё разломали и бросили?...
Когда вывели из строя предприятие, встала и судоходная составляющая посёлка. Прогуливаясь по побережью, были обнаружены около четырёх брошенных барж (фото приложил в комментарии ниже).
Несмотря на все это, в посёлке была построена новая лесопилка, а остарой все забыли.
Другие статьи этого путешествия:
Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз) - Часть 2-я,
Покинутый хоздвор - Часть 4-я.
Статьи по некоторым другим моим рабочим командировкам:
Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R
Рабочая поездка в Цхинвал в трёх частях. Декабрь 2011.
Рабочая поездка в Салехард. Ноябрь 2012. Часть первая.
Рабочая поездка в Салехард. Ноябрь 2012. Часть вторая.