Путешествия / ЯНАО посёлок Толька / Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама)

Как мы находим такие объёкты? Ещё до поездки в посёлок Толька, при помощи спутниковых карт, начал прорабатывать местность района пребывания.

tolka_18.jpg

Среди аккуратных улиц и домиков были замечены серые строения без резких очертаний, которые говорили бы об их эксплуатации и обслуживании. Также, совсем рядом был выявлен ещё один заброшенный объект - хоздвор, о нём написано в четвёртой части. Дальнейшее изучение посёлка позволило обнаружить полузатопленное судно, о котором написано во второй части.

tolka_58.jpg

Итак, идём на лесозавод. Территория предприятия достаточно большая.

abandoned_sawmill_01.jpg

Начнём нашу экскурсию с площадки, там, где подавали на транспортировочный конвейер лес. Это разгрузочный участок с поштучной подачи брёвен. Здесь при помощи манипулятора, двумя мощными лапами брёвна по очереди укладывались на первый цепной транспортёр. 

abandoned_sawmill_02.jpg

Далее бревно поступало на участок обрезки материала в размер. Стандартно бревно режется по шесть метров в длину, оставляя немного допуска для последующего торцевания. Бывают и исключения, когда режут брёвна по девять и даже четырнадцать метров.

abandoned_sawmill_03.jpg

Гидравлическая установка управления (подачи и отвода) дисковой пилы.

abandoned_sawmill_04.jpg

Далее к основному цеху идёт длинный транспортёр, который называется - брёвнотаска. Так его прозвали от слова «таскать». Принцип его работы достаточно прост. По деревянному лотку при помощи цепного привода, на котором были установлены стальные поперечины, брёвна тащили к цеху. Для лучшего скольжения лоток изредка поливали отработанным машинным маслом.

abandoned_sawmill_05.jpg

Интересно, почему так далеко от основного цеха сделали участок обрезки брёвен.

abandoned_sawmill_06.jpg

Здесь заканчивается транспортёр. Его длина ориентировочно составляет около ста метров. Сейчас от конвейера остался только лоток и редуктор с приводным колесом цепи.

abandoned_sawmill_07.jpg

Далее, следует поперечный конвейер с поштучной подачи брёвен. В этом месте нарезанные в размер брёвна чем-то или каким-то образом (я так и не нашёл этот механизм) складывались на поперечный конвейер. После чего брёвна продавались в цех.

abandoned_sawmill_08.jpg

Вид на транспортёр из цеха. Второй цепной конвейер пока имеет в своём составе цепь.

abandoned_sawmill_09.jpg

Вот мы и внутри помещения.

abandoned_sawmill_10.jpg

Здесь находятся четыре лесопильных станка серии Р63. В профессиональной среде они называются лесопильной рамой. Каждый из станков определял свой участок цеха. Пройдёмся по помещению. В начале цеха сразу от второй брёвнотаски в сторону отходит широкий механизированный конвейер. Он подводил брёвна к первой раме. На ней выполняли боковую обрезку. После бревно поступало на вторую раму. Рельсы за станком как раз и указывают на то, что материал со станка выходил достаточно тяжёлый, по сути, то же самое бревно с небольшой обработкой.

abandoned_sawmill_11.jpg

Не сложно заметить, что станки не на столько древние (они сделаны в начале восьмидесятых годов). При детальном осмотре, какой-то большой выработки или износа деталей не обнаружено. Есть следы работы механизмов и узлов, но не более. Вообще станки такого типа, произведённые ещё во времена СССР, до сих пор функционируют. И многие, кто на них работает, подтвердят, что сносу им нет. Главное правильно настроить их и выполнять вовремя регламентные работы.

abandoned_sawmill_12.jpg

Идём дальше, второй участок. Этот станок уже распускал бревна на доски. Он делал достаточно крупные экземпляры досок, типа как половые и небольшой брус 100х150 и 100х200. Этот объясняется тем, что не целесообразно изготавливать мелкие доски и потом их транспортировочный через весь цех.

 

На выходе станка уже нет рельс, а имеется приёмный конвейер. Он называется рольганг. Рольганг - это конструкция роликового конвейера. В промышленности рольганги имеет очень широкое применение: металлопрокат, изготовление стекла, фанеры и т.д. Бывает рольганг сбрасывающий, как в этом случае.

abandoned_sawmill_13.jpg

Валики этого конвейера имеют винтовую поверхность вдоль всей продольной оси. Таким образом, они вращаясь отводили материал в сторону, где их уже ждал поперечный конвейер. Он кстати тоже механизирован. С него материал попадал на третий транспортёр, аналогичный брёвнотаске и отводился дальше. Продолжая тему износа оборудования, хочу обратить внимание на шестерни - выработки абсолютно никакой нет. Поверхность валиков не затёрта до металла, а до сих пор имеет заводскую окраску. Всё это говорит о малой эксплуатации предприятия.

abandoned_sawmill_14.jpg

Третья пильная рама выполняла аналогичные задачи, что и первая.

abandoned_sawmill_15.jpg

abandoned_sawmill_16.jpg

После первого и третьего станка слева и справа сделаны по две П-образные конструкции - это два сортировочных стола.

abandoned_sawmill_17.jpg

Вот и четвёртый станок.

abandoned_sawmill_18.jpg

abandoned_sawmill_19.jpg

Здесь, как и на втором участке, тоже есть два механизированных конвейера.

abandoned_sawmill_20.jpg

А это привод второго транспортёра - брёвнотаски. Он сохранился практически полностью за исключением электродвигателя. Здесь видно цепь с металлическими перекладинами, которая отсутствует на первом транспортёре.

abandoned_sawmill_21.jpg

На этом предприятии использовались двухэтажные пильные рамы. Сейчас мы спустимся на первый этаж и посмотрим их основания и фундамент. Лесопильные станки двухэтажной конфигурации обладают достаточно высокой производительностью, так как ход пилы очень большой.

abandoned_sawmill_22.jpg

Вот мы на первом этаже. Тут мы видим раздербаненные электродвигатели и огромные фундаменты колонн станков.

abandoned_sawmill_23.jpg

abandoned_sawmill_24.jpg

От каждой пильной рамы отходит ещё по одному конвейеру. Эти конвейеры отводили опилки и мелкие щепки.

abandoned_sawmill_25.jpg

Это фундамент первого станка.

abandoned_sawmill_26.jpg

Так станок выглядит, если на него смотреть с первого этажа.

abandoned_sawmill_27.jpg

Идём обратно и снова поднимаемся на второй этаж. Видим второй цех. От его здания ничего не осталось, есть только направляющие от крыши и всё. Остальное похоже разобрали на материалы.

abandoned_sawmill_28.jpg

Здесь стоит два станка. На одном из них делали обрезную доску.

abandoned_sawmill_29.jpg

А на втором - вагонку.

abandoned_sawmill_30.jpg

После всех производственных линий следует ещё один конвейер. По нему из цехов отводили обрезки. Помимо конвейеров, транспортёров и брёвнотаск предприятие обслуживало два больших стреловых самоходных рельсовых крана. Их к сожалению, тоже разобрали.

abandoned_sawmill_32.jpg

Рельсовые пути.

abandoned_sawmill_33.jpg

И всё что осталось от крана.

abandoned_sawmill_34.jpg

Грустно осознавать, что достаточно мощное предприятие, оборудованное механизированными линиями производства, было попросту уничтожено. Оборудование вообще не имеет никакого износа. Для чего всё разломали и бросили?...

abandoned_sawmill_35.jpg

Когда вывели из строя предприятие, встала и судоходная составляющая посёлка. Прогуливаясь по побережью, были обнаружены около четырёх брошенных барж (фото приложил в комментарии ниже).

Несмотря на все это, в посёлке была построена новая лесопилка, а остарой все забыли.

Другие статьи этого путешествия:

Посёлок Толька - Часть 1-я

Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз) - Часть 2-я

Покинутый хоздвор - Часть 4-я.

Статьи по некоторым другим моим рабочим командировкам:

Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R

Рабочая поездка в Цхинвал в трёх частях. Декабрь 2011.

Рабочая поездка в Салехард. Ноябрь 2012. Часть первая.

Рабочая поездка в Салехард. Ноябрь 2012. Часть вторая.

 

vinserg
26 октября 2017 / 15:43
Брошенная баржа. И их таких несколько.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб