Вырваться из Колымы. Сусуман - Магадан.
Начало тут: Магадан. Едем на Колыму.
Девять утра по местному времени – старт. Мы поехали …
Как уже говорил ранее — за ночь снежная метель сравняла всё, в том числе и канавы. Выехав с территории базы и проехав метров триста, мы остановились. Всё было настолько белое и ровное, что непонятно куда ехать. Вчера пробираясь к базе, мы двигались по дороге, которую сопровождали канавы, хоть и небольшие, но всё-таки они были. Сейчас не видать ничего, что можно было бы принять за ориентир. Где границы дороги абсолютно не понятно. Начали пробовать двигаться. В конечном итоге мы немного ушли мимо «фарватера» и сели на брюхо.
Делать нечего, выходим и идём капать.
Пятнадцать минут слаженной работы, и мы вновь на том месте, откуда и нырнули в сугроб.
Метель, суровая штука, выравнивает ландшафт так, что неожиданностей не оберёшься.
Недалеко от западни, в которую мы угодили, над водоёмом кружили утки. Лёгкий снежок стал переходить в очередную метель. Правда она не сопровождалась столь сильным ветром, как вчера ночью.
Падающий снег и журчание небольшой речушки действуют умиротворяюще. Одним словом, безмятежность…
Снова в пути. Наш УАЗик идёт по снежной целине мягко, словно лодка по воде. Правда, временами бывают засады в виде ям, которые под полуметровым снегом абсолютно не видны. В этом случае мы все дружно в салоне автомобиля подпрыгивали. Иногда срезав сугроб бампером ловили его лобовым стеклом.
Да что там говорить, где-то через неделю после этой поездки, ребята поехали на рыбалку, но прорваться через суровую действительность Колымского края было уже в разы сложнее …
Проехав ещё километров тридцать, наши приключения продолжились — на приборной доске загорелась лампочка зарядки аккумулятора.
Остановились, стали искать причину и разбираться что почему и как. На часах десять часов двадцать минут.
Кругом тайга, ни души. После активной езды, выйдя из автомобиля в воздухе стоит звенящая тишина.
К произошедшему мы отнеслись с позитивом.
Чтобы не стоять по середине дороги мешая проезду, мы расчистили обочину и затолкали туда автомобиль. Так и ремонтировать будет удобнее.
Как только мы завершили мероприятия по парковке транспорта, мимо на полном ходу лязгая цепями пропылил бензовоз. Причём пропылил в полном смысле этого слова, обдав нас снегом и выхлопными газами. Даже не остановился. Но винить его в этом не стоит, думаю, у них скорей всего на этот счёт есть предписание.
Причину поломки выявили – заклинил подшипник натяжительного ролика ремня привода генератора и помпы. Соответственно не работают система охлаждения двигателя и не заряжается аккумулятор. Дальше ехать нельзя.
Наличие спутникового телефона позволило нам оперативно сообщить о поломке и продиктовать список необходимых деталей для ремонта автомобиля. До цивилизации не так далеко. Запчасти должны привезти достаточно быстро, главное оперативно их найти.
Практически следом за бензовозом шёл Урал гружёный рудой. Водитель остановился и поинтересовался не нужна ли нам помощь? К этому времени мы уже передали сигнал бедствия и ожидали подмогу.
Но всё равно приятно, люди без какой-либо просьбы останавливаются и интересуются чем они могут быть полезными или чем помочь. Абсолютно все, кто проезжали останавливались.
Силы технической и моральной поддержки были мобилизованы, и первым на помощь добрался Ниссан Патруль, который привёз нас из Магадана в Ягодное. Но запчастей необходимых для починки УАЗика не было. Их нам везут из города Сусуман, а это чуть более ста километров до посёлка Ягодное, и от него к нам ещё 30 – 40 километров.
Ждать пришлось достаточно долго. И дело даже не в поисках нужных нам запчастей, а в погодных условиях. Автомобиль пробирался по заметённой Колымской трассе через заторы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями. Наш УАЗик уже обмёрз и покрылся снегом.
Но он всё-таки добрался.
Далее мы разделились на два лагеря — тех, кто оказывал помощь в ремонте (пусть и морально) и тех, кто пошёл завершать скульптуру снеговика.
Был небольшой морозец около минус пяти градусов, лепилось не очень хорошо. Но времени было много и, несмотря ни на что, всё получилось.
Одновременно c завершением нашей творческой деятельности был отремонтирован и автомобиль. Пять минут шестого – третья попытка выбраться. Теперь мы двигались хоть и небольшой, но колонной.
Добравшись до Ягодного и проанализировав наш маршрут до Магадана, мы решили ехать до города Сусуман. И это несмотря на то, что Сусуман ещё дальше от Магадана. Так у нас будет больше шансов сесть в микроавтобус маршрута Сусуман - Магадан. Далеко не всегда на промежуточной остановке в посёлке Ягодное бывают свободные места. Таким образом мы отправились по Колымской трассе дальше.
Преодолев около 45 километров от посёлка Ягодное, впереди заметили скопление машин, мы тоже остановились. Где-то там на перевале «сложилась» фура. Стоим, ждём...
Ехать действительно не просто, снег идёт весь день и не на минуту не переставал.
Восемь вечера. Очередная остановка. Грузовики встречного направления не могут подняться на перевал.
Казалось бы, какие-то 80 километров (после поломки) едем уже три часа и ещё не приехали. Но хочу заметить, что в условиях наших реалий это абсолютно нормально, и с учётом безопасности достаточно хорошая скорость.
От посёлка Ягодное добрались до Бурхалинского перевала, это около 53 км. На часах без двадцати девять. Длина подъема на перевал составляет 3000 метров, высота над уровнем моря 1005 метров. Перевал имеет очень долгий спуск, и сюрпризов тут хоть отбавляй. Наш случай не стал исключением. До города Сусуман ещё 89 км. Сколько ещё нам ехать никто даже предположить не в силах. Стоим, ждём...
Цель достигнута. Мы в городе Сусуман. Стрелки часов разменяли двенадцатый час ночи. Автомобили расставили по гаражам и можно было перевести дух.
Город Сусуман основан в 1936 году. Название города происходит от названия речки Сусуман, левого притока Берелёха. Сусуман по-эвенски «кухуман», «хугуман», что означает «буран», «позёмка», «ветер» – «ветреная» речка. Климат местности очень суровый. Наиболее холодным периодом зимы является конец декабря — середина января. В это время помимо общего радиационного выхолаживания происходит застой холодных масс воздуха. Эти факторы дополняются высокоширотным положением и приподнятостью Сусумана относительно уровня моря на 650 м. В результате здесь формируются локальные области предельно низкой температуры воздуха, которая может доходить до −63°С, а местами и до −67°С.
На начало девяностых годов население города составляло 18 000 человек, на текущий момент здесь проживает чуть менее пяти тысяч, и эта цифра с каждым годом уменьшается.
После прибытия в город Сусуман у нас была ночная обзорная прогулка по городу.
Проезжали по улице Советской мимо дома 27, как в последствии выяснилось, это и была наша цель. Уникальное сооружение, которое стало чуть ли не основной достопримечательностью города. В этом здании расположена местная Станция Юных Техников. Основана она в 1983 году Смирновым Александром Петровичем. Он очень целеустремлённый человек и до сих пор является руководителем этого образовательного учреждения. Кабина ИЛ-18 сюда была доставлена из ремонтной базы аэропорта Магадана номер 13. Но так просто взять и привести её сюда было очень нелегко. Во-первых, у администрации города нужно было получить разрешение на пристыковку к зданию посторонней конструкции. И не один год пришлось оббивать пороги, прежде чем удалось добиться этого разрешения. Только в 1986 году удалось получить одобрение местных властей. Во-вторых, нужно было доставить этот сегмент самолёта из Магадана в Сусуман. А это не шуточное расстояние, длиной в 620 километров. Необходимо ещё учитывать, что дорога грунтовая и от проселочной, в те времена особо не отличалась. Чтобы добраться до более удачного кадра лучше заезжать с улицы Ленина.
После мы направились на отдых в гостиницу. Утром будем прорываться в Магадан. Причём именно прорываться, так как снег хоть и небольшой, но до сих пор идёт. А за ночь уровень ещё поднимется и сколько будем ехать, даже не решаюсь предполагать.
Наша гостиница располагалась на улице Билибина, дом 1 и называлась она «Сусуманзолото». Судя по наклейкам на двери парадной, это излюбленное место мотопутешественников.
Дворик напротив гостиницы.
В ожидании заказанного маршрутного такси, у нас было минут пятнадцать, чтобы прогуляться в районе двух – трёх домов. Здание автовокзала, там тоже есть гостиница.
Улица Раковского, дом 4, почтовое отделение номер 686314.
В семь часов десять минут мы заняли места в маршрутном такси. В течении ещё десяти минут, собрав по городу народ, вышли на Колымскую трассу. Ехали мы двумя микроавтобусами. На очередном спуске, впереди идущую маршрутку, при попытке пропустить встречный грузовик начало стаскивать в обрыв. Чуть-чуть не произошла трагедия и чудом впереди идущий транспорт не стащило в пропасть.
Ситуация достаточно экстремальная. Воочию, наблюдая этот жуткий момент, все для себя сделали определённый вывод, но главное, чтобы его же сделал наш водитель.
Снег сопровождал нас до середины дня. Наша максимальная скорость составляла не более 50 км. в час. В связи с черепашьей скоростью, приходилось заезжать на АЗС. Стоимость топлива в этом регионе (на первое октября 18-го года) составляла: дизель 71 рубль за литр и 59 рублей за литр 92-го бензина.
Сразу после посёлка Оротукан, в придорожном кафе мы остановились на обед. На часах 14:00, в пути мы были уже около семи часов, пройдено чуть более 240 км, а впереди ещё 390 км.
В районе шести вечера мы останавливались ещё в одном придорожном кафе, но честно сказать дорога к этому моменту настолько вымотала, что есть совсем не хотелось. Мы были в дороге уже одиннадцать часов.
Вот как раз и грузовички, которые на сегодняшний день заменяют Магаданский нефтепровод.
Обычный бортовой самосвал достаточно легко, путём установки в кузов топливной цистерны, адаптируется под бензовоз.
К концу поездки мы уже окончательно выдохлись и не могли дождаться, когда наш микроавтобус остановится у назначенного адреса. В принципе у нас была готовность к тому, что придётся ехать долго, но мы даже не подозревали на сколько это будет долго.
В Магадане мы были в 21:15, время в пути составило около четырнадцати часов, на дистанцию 630 километров.
Продолжение следует, далее прогулка по Магадану:
Ещё статьи про командировки:
- Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. Рокский тоннель. История грузино-южноосетинского конфликта.
- Город Цхинвал после войны. Нацизм руками американцев.
- Прогулка по заброшкам Цхинвала. Дорога домой.
- Город Норильск - без цензуры. На пороге апокалипсиса.
- Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R
- Чуть-чуть о работе, или Зачем я туда полез
- Рабочая поездка в Салехард. Выставка ледяных скульптур «Полярная рапсодия».
- Город Салехард. Красота ледяного города.
- Посёлок Толька
- Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз)
- Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама)
- Покинутый хоздвор
- Красноярский край. История одного маршрута.