Магадан. Едем на Колыму.
Продолжение командировки «Из крайности в крайность. Калининград – Магадан.», начало:
- Москва - Санкт-Петербург. Прикольная гостиница на улице Гороховая.
- Калининград. Гостиница «Москва». Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев».
- Калининград. Музей Мирового океана. Советская подводная лодка Б-413.
Вернувшись из Калининграда и опустошив чемодан, начал подготовку к поездке в Магадан. При сборе вещей, дополнительно, нужно было учесть погодные условия. В самом Магадане будет дождливо, но не очень холодно — около +12°С. А вот в местечке куда мне в конечном итоге нужно будет добраться, уже полноправно властвует зима, и температура опускается до -7°С, а местами будет и до -10°С (прогноз на конец сентября). Для сравнения, стоит добавить, что в Калининграде (откуда только что вернулся) было солнечно +23/+25°С. На момент завершения написания статьи (это начало декабря) в Сусуманском районе, где не столь давно побывал, уже температура чуть-чуть не дотягивает до минус пятидесяти.
Как всегда, на сборы ушло приличное время, и это несмотря на то, что практически с момента первой командировки веду специальный файл, в котором есть несколько тематических разделов, где чётко по пунктам всё расписано. Но так как каждая командировка в той или иной степени отличается друг от друга (количество дней, род выполняемых работ, сложность маршрута, погодные условия и так далее), то и различных файлов набралось уже больше двух десятков. По итогам каждой командировки вносятся пометки, где учитываются моменты, которые были упущены, или то, что стоит предусмотреть на будущее. Соответственно, каждый последующий файл подвергается тщательной проработки. Думаю, и на эту тему тоже как-нибудь напишу отдельную статью, тем более, что серия подобных публикаций про подготовку к путешествию уже есть, хотя они относятся к тематике заграничного отдыха, и следовало бы расширить спектр подобного материала.
Собрался. В итоге вещей и снаряжения получилось прилично, даже пришлось кое-чем пожертвовать и оставить часть дома. Но несмотря ни на что, всё собрано и тщательно упаковано. Взвесив весь багаж (в том числе и ручную кладь) в общей сложности получилось 58 кг без 400 грамм. Отправляемся в путь.
Аэропорт. Рейс вечерний, вылет в 20:20МСК, мы должны прибыть в Магадан в 11:30 по-местному времени. Все формальности таможенного контроля пройдены ждём приглашения в самолёт.
Лечу Боингом 777-300 — это громадная штуковина. Одна турбина чего только стоит — диаметр составляет 3,25 метра, а общие массогабаритные характеристики двигателя получаются вообще какие-то запредельные: диаметр корпуса турбины 4,3 м, длина 5,5 м, вес 8,3 тонны.
Для комфортного преодоления семичасового полёта приготовлен ноутбук и планшет. Есть рутинная работа, которую никак не доделаю, а тут точно сделаю.
Настроившись на то, что перелёт будет долгим, плюс подготовленный для работы материал, и семичасовой полёт прошёл незаметно. Позади 5910 километров. Приземлились в срок, без опоздания. Примерно через пятнадцать минут я уже был в здании аэровокзала. При входе в него позитивно размышлял о том, как оперативно удалось выйти из самолёта (удачное место было) и казалось, что ещё каких-то десять – пятнадцать минут и можно будет выдвигаться к намеченной на сегодня цели. Но пройдя в зал выдачи багажа понял, что тут-то похоже придётся подзадержаться. Зал очень маленький, транспортёрная лента короткая, а прилетело не меньше четырёх сотен человек (в Боинге 777-300 три класса: бизнес – 30 пассажиров, комфорт – 48 пассажиров и эконом – 324 пассажира, итого 402 пассажира). У многих, как и у меня по два места, а у некоторых и по три багажных единицы. Меня, как и договаривались встретил Виктор, с ним мы несколько раз штурмовали зал выдачи багажа. К ленте не подступиться. Выдача вещей затянулась на час, а то и больше. В итоге багаж получен, выходим на улицу. Первая часть пути пройдена, впереди до целевой точки ещё две. При выходе из аэропорта напротив автостоянки нас встречает достаточно символичный, приветственный транспарант.
Грузим вещи в машину и в путь.
Следующая промежуточная цель — посёлок «Ягодное» (вторая часть пути). Там мы переночуем, поменяем транспорт и отправимся дальше. До Ягодного нам ехать около 520 км. Наш путь будет пролегать по Колымской трассе.
Первая остановка посёлок «Палатка» (это примерно 82 км от Магаданского аэропорта).
Основан он в 1932 году при строительстве Колымской трассы. Название посёлка дано по реке «Палатка», которая была открыта русской экспедиций в 1899 году. С юкагирского и эвенского языков название реки переводится как «Каменистая». Оригинальное название «Паля-Аткан». В прошлом здесь находились три лагеря (зоны), в том числе один женский.
Есть ещё один момент, по которому практически отсутствует информация. Посёлок Палатка являлся промежуточным пунктом нефтепровода, который здесь пролегал в советские времена. В ходе предательского правления Горбачёва нефтепровод был остановлен и пришёл в упадок, впоследствии был разграблен. На сегодняшний день вся трасса нефтепровода безвозвратно утрачена. Вместо неё основным транспортом для доставки нефтепродуктов стал автомобиль. Бензовозы идут вереницей, их на трассе 90% из всех автомобилей.
Если посмотреть на территорию посёлка со спутника, то можно будет увидеть места, где располагались резервуары нефтехранилищ. Их тут было около сорока штук.
Около стелы установлен памятник автомобилю МАЗ 200. Это грузовик советского производства Минского Автомобильного Завода, но изначально данный автомобиль выпускался на Ярославском Автомобильном Заводе и имел маркировку ЯАЗ 200. В период с 1944 по 1945 года, после выпуска нескольких десятков опытных образцов, производство было передано на МАЗ. Данная модель стала техническим прорывом в области автомобилестроения, не даром ярославские инженеры и рабочие завода затратили два года на создание и доработку узлов автомобиля. Здесь впервые в СССР были применены: синхронизаторы на всех передачах (в КПП), установлен тахометр, насос-форсунки и много чего ещё. Из-за нехватки листового проката, кабина изготавливалась деревянной. Технология была отработана ещё с времён Великой Отечественной Войны. Каркас кабины обшивался деревянной планкой по типу вагонки, а поверх крепили листы чёрной жести. Ещё помню из детства (тогда мне очень часто доводилось бывать на автобазах), водители при получении нового автомобиля с металлической кабиной, выполненной из прокатной стали, сетовали, что для пиджака или куртки гвоздик не вбить. Но несмотря ни на что, в душе каждый из водителей был рад автомобилю нового поколения.
По техническим причинам заправиться здесь нам не удалось, и мы отправились дальше.
Выезжаем из посёлка. В северных регионах мне не впервой доводиться наблюдать ярко раскрашенные дома. Для мест с суровым климатом (Салехард, Норильск, посёлок Толька), такие пейзажи встречаются часто. Зимой темнеет рано, а в районах заполярья, солнце не появляется месяцами. Большую часть времени всё белое и серое, морозы достигают 50 – 60 градусов ниже нуля. Всё это может сказываться на настроении и работоспособности людей, кто-то не выдерживает и впадает в депрессию. Для того чтобы разбавить серые будни, в прямом смысле этого слова, раскрашивают здания и прилегающие постройки в яркие, насыщенные цвета.
Выдвигаемся дальше. Дороги Колымской трассы имеют асфальтированное покрытие только частично, и вот уже совсем скоро нас встретит грунтовка. Если окунуться в историю, то можно найти информацию, что данная дорога была создана ещё в XVIII веке. Она соответствовала той временной эпохе и похожа была на просеку. По-настоящему, дорогу начали строить в 1932 году, после открытия в Якутии и на Колыме богатых месторождений золота, серебра, олова и угля. Тогда актуальность дороги встала как никогда. Точкой отсчёта трассы стал город Магадан, так как вывозить ценный груз предполагалось через бухту Нагаева в Охотском море.
Для строительства столь масштабного проекта в ноябре 1931 года был создан централизованный индустриальный лагерь, основной рабочей силой которого были заключенные и небольшое количество вольнонаёмных рабочих. К концу лета 1932 года были проложены первые 30 км дороги и подготовлено 90 км к зимнику. В 1941 году дорогу довели до Сусумана. Во время войны строительство не приостанавливалось, но очень замедлилось.
Вот и грунтовая дорога. Летом в сухую погоду здесь очень пыльно, а в дождливую очень грязно.
Места очень красивые, но за ними скрывается суровая действительность Колымского края.
Иногда попадаются небольшие речушки с целой разветвлённой сетью ручейков.
Следующая остановка — посёлок Атка.
Заезжаем на АЗС. Здесь ещё сохранились топливораздаточные колонки времён СССР.
Посёлок Атка, также являлся промежуточным пунктом нефтепровода. На снимке со спутника можно насчитать около двадцати мест от емкостей нефтехранилища.
Резервуары, которые остались, уже не эксплуатируются, и, вероятно, в ближайшее время также будут разрезаны и отправлены на металлолом.
В Атке нам удалось заправиться, и мы отправились дальше. Впереди ещё 330 км.
Удивляет абсолютная чистота дорог. Вне зависимости от места или дорожного покрытия — везде чисто, не заметил ни бутылки, ни пачки от сигарет, ни кусочка бумаги. А это сотни километров! И за рулём транспорта, и на пассажирском сиденье, обычные люди, любящие и уважающие окружающее их пространство.
Время от времени мы останавливались чтобы немного размяться.
Через несколько часов пути начинаешь привыкать к красоте местной природы. И уже всё кажется однообразным. Но стоит только остановиться и в мгновение всё преображается.
Всё самое интересное обычно скрывается в деталях. Очень красиво и необычно выглядит куст голубики осенью.
Добрались до подъёма на перевал «Дедушкина лысина».
Длина подъема 1000 метров, высота над уровнем моря 997 метров. Поговаривают, что перевал назван так в честь начальника лагеря, который находился здесь поблизости. И если присмотреться, то перевал должен напоминать голову лысого дедушки, у которого одна сторона пологий подъем, а другая крутой спуск, повторяющий своими очертаниями затылок, темя и шею человека. Только откуда смотреть не сообщается, да и разглядывать у нас времени особо не было.
Здесь же, неподалёку от основной трассы, есть уникальный действующий бальнеологический курорт России - Санаторий «ТАЛАЯ». Сразу за информационным знаком подъёма на перевал, имеется указатель расстояний. До Якутска осталось 1782 км.
Климатически зима началась резко. Поначалу сухая дорога, постепенно стала мокрой, а после, в одно мгновенье, заснеженной.
Далее, дорога чередовалась абсолютным гололёдом, где отчётливо отражался свет фар встречных автомобилей и снежной кашей с грязью.
На предусмотренных местах для стоянки автотранспорта, водители большегрузов на колёса устанавливали цепи противоскольжения. Их иногда называют сменный внедорожный протектор, они позволяют превратить обычную шоссейную резину в колесо повышенной проходимости.
Чем дальше мы продвигались, тем больше становилось снега. По пути попадались интересные дорожные знаки, которые ранее мне ещё не встречались. К примеру, на одном знаке было скоростное разграничение для разного вида транспорта.
По заснеженной дороге неспеша крадётся бензовоз. На средней оси его автомобиля как раз можно наблюдать установленную цепь, про которую рассказывалось ранее.
Через какое-то время белоснежная трасса превратилась в грязное месиво и проезжающие мимо грузовики «уляпывали» нас по полной программе. Забегая вперёд скажу, что по приезду на место наш автомобиль был покрыт толстым-толстым слоем грязной глазури.
Как только въехали на заснеженные участки дорог, то сразу же стали появляться дорожно-транспортные происшествия. И этот экземпляр уже далеко не первый. К опрокинутому бензовозу с обратной стороны была подогнана цистерна и рабочие осуществляли перекачку топлива.
Чем дальше к северу, тем снега становилось больше. По словам местных жителей, зима тут началась накануне, а уже навалило 15 - 20 сантиметров снега.
В посёлке Ягодное мы были ближе к ночи.
Мы в Ягодном. На утро снег немного стих и уже не валил столь сильно, по крайней мере не было ветра и складывалось впечатление, что погода сбавила обороты.
Этот посёлок, как и многие другие по Колымской трассе, основали и начинали строить дорожники. В последствии к ним присоединились геологоразведчики. Как можно догадаться, название посёлок получил от изобилия в этой местности разнообразных ягод (брусники, чёрной и красной смородины, малины и голубики). Впоследствии, когда трасса пошла дальше на север, посёлок «Ягодное» стал крупной промежуточной базой. Здесь имели свои склады и дорожники, и геологи. Благодаря геологическим открытиям и наличию большого содержания в породе золота, посёлок очень активно развивался. К концу 1989 года здесь проживало около 12 000 человек, но после 90-го года всё кардинально поменялось. Рост количества населения не только прекратился, а стал резко падать. Люди массово покидали обжитые места и перебирались ближе к цивилизации. На сегодняшний день в посёлке проживает около 3300 человек.
Важную роль Ягоднинский район сыграл в 1943 году, доказав высокую платёжеспособность СССР в золотом эквиваленте. Это достаточно интересное событие, которое заставило покопаться в архивах истории и сравнить хронологию тех событий.
Всем известно, что американцы поставляли нам вооружение, продовольствие, медикаменты, технику, в том числе и суда по программе ленд-лиза. Простыми словами ленд-лиз — это изменённый и эволюционировавший вариант сегодняшнего лизинга, lend — давать в займы, lease — сдавать в аренду.
Программа ленд-лиз имела ряд условий:
- поставленная продукция, которая была уничтожена, утрачена, использована во время войны, не подлежала оплате,
- имущество, оставшееся после войны и пригодное для использования для гражданских целей должно быть оплачено в полном объёме;
- военная техника и оборудование не использованное и не утратившее свою боеспособность после войны должно быть возвращено в США.
Казалось бы, всё справедливо, но не тут-то было. Скрывался здесь корыстный замысел.
Переговоры по первому протоколу должны были проведены в декабре 1941 года, но их отложили. Второй протокол был подписан только через год. Он оказался подлым, так как не только составлял ничтожный процент вооружения, но и параллельно давал возможность, некоторым американским компаниям (Форд, Дженерал моторс и ряд других), начать сотрудничать с гитлеровской Германией. Когда пришло время для подписания третьего протокола, США усомнились в платёжеспособности СССР. А расплатиться в ту пору можно было только золотом или драгоценными камнями.
В качестве доказательства платёжеспособности, со стороны США в СССР была приглашена делегация специалистов по золотоносным месторождениям, чтобы они лично убедились в финансовых перспективах. Их решено было провести по значимым месторождениям и доказать возможности нашей страны. После принятия этого решения на прииски поступили сообщения о приезде специальной комиссии. В тексте строго говорилось о том, что после вскрытия золотоносных слоёв, добычу приостановить до прибытия делегации. После проведённых работ по взятию проб руды и анализу содержания в ней драгоценного металла, сразу же состоялось подписание третьего протокола. По итогам поездки американских экспертов без лишних вопросов были подписаны четвёртый и пятый протоколы.
Сталин принял очень правильное решение, что начал возмещение долга по ленд-лизу до завершения Великой Отечественной Войны. Хотя можно было и не торопиться. Своевременная добыча драгоценного металла и камней позволила не только в кратчайшие сроки рассчитаться по долгам, но и позволяла после войны закупать необходимое оборудование, технику и станки.
Очень жаль, что посёлок, который внёс громадный вклад в исход войны и развитие всей страны, сейчас с трудом сводит концы с концами и волочит жалкое существование.
Перед поездкой к намеченной цели мы зашли в местный универмаг.
Здание внутри разделено на сектора, по типу небольших магазинчиков, как сейчас делают в больших торговых центрах, только намного проще. Перегородками между торговыми точками являются стеллажи с продукцией, прямо как в девяностые, в сельпо.
Ассортимент достаточный. Из продуктов есть всё, что мы привыкли видеть в своих небольших магазинах. Но про качество товаров сказать сложно. Непривычно большие цены на овощи и фрукты, но это объясняется тем, что скоропортящиеся товары завозятся сюда авиатранспортом. На всю остальную продукцию цены выше материковых примерно на 10%.
Есть и подпольный сервис по разливу алкогольной продукции. Вот и тара для расфасовки жидкостей, которая скромно стоит на краю стола, за просроченным йогуртом. Этой отравой сгубили не одну судьбу и разрушили не одну семью.
В посёлок мы прибыли на автомобиле Ниссан Патруль, а вот следующим нашим транспортом на ближайшие дни будет УАЗ типа «Буханочка». Давно на ней не катался, со времён командировки в Карачаево-Черкесию.
Забираемся в автомобиль и выдвигаемся на точку.
Не смотря на короткую дистанцию порядка 60-70 км, в пути мы будем пару - тройку часов, не меньше. Дорога грунтовая, да к тому же ночью шёл снег. Как только мы выехали из посёлка, снег возобновил свою активность. Складывается впечатление, что погода отслеживает наши перемещения.
Подъезжая ближе к базе нам начали встречаться карьерные самосвалы. По снегу дорога пробита только в одну сторону, поэтому, обогнать кого-либо не представлялось возможным. Летом обгон не составит труда, но сейчас без вариантов. Местами нам приходилось плестись 10 - 15 километров в час, пока не появится широкий участок, чтобы грузовик безопасно нас мог пропустить.
На каждой развилке дорог нужно было осознанно выполнять манёвры, иначе продолжительность поездки может увеличиться в разы. Иногда даже при наличии информационных знаков решение на манёвр даётся не просто.
Добравшись до намеченной цели и выполнив поставленные задачи, мы отправились на ужин. Нас пригласили в местную столовую. Вообще, база золотодобытчиков для комфортного пребывания обустроена всем необходимым, в том числе есть даже полноценная баня.
Колыма очень уникальное место. Большие расстояния, суровый климат (снег идёт всего лишь второй день, а его намело уже очень много, по моим меркам), громадные грузовики и так далее. Масштабное место, прямо как в стране великанов. Это я осознал, когда мы пришли в столовую. Кружка если не литровая, то 0,7 литра точно. Сахарница с лёгкостью вмещает в себя пять килограммов сахара, а чайник литров на десять – пятнадцать. Компота - ведро, масло на столе не менее килограмма, горчица и варенье банками, лук и чеснок головками. Cуровый мужской ресторан, в хорошем смысле этого слова.
Поужинали, вышли из столовой. Метель не прекращается. Днём это смотрелось не так эффектно, как сейчас, при свете фонарей. Снег идёт несколько не обычно — не сверху вниз, а слева на право.
Чуть позже у нас был второй ужин.
Здесь мы «обсуждали» успех нашего мероприятия и делились историями из жизни.
Перед сном решили немного прогуляться по базе. Дошли до БелАЗов. Редко можно встретить транспорт данного вида. Сейчас у этих монстров сезонный отдых, ну или как у медведей — спячка. Теперь их потревожат только весной.
На этом КАМАЗе сотрудников предприятия развозят по рабочим местам.
Вот так незаметно для нас произошла смена суток, для меня уж точно. Мои биологические часы абсолютно не понимают, что происходит, так как сменились не только часовые пояса, но и время года. По собственным ощущениям могу сказать, что из-за большого количества происходящих событий нет намёка ни на усталость, ни на какое-либо утомление — ресурсы организма мобилизованы. Но по исходу поездки, думаю, организм всё равно своё отвоюет.
Подъём в восемь утра. Позавтракав и собрав вещи, мы готовы были выдвигаться. Если вчера были видны следы, накатанные транспортом, то на утро не то чтобы этих следов не видно было, замело все канавы и буераки.
В одном из таких домиков мы ночевали. В нём есть небольшой предбанник, две комнаты по два спальных места.
Хранилище горюче-смазочных материалов. Данного объёма хватит всего на пару недель работы базы в штатном режиме.
На этом основная миссия закончилась и нам пора. Меня уже ждут, но напоследок не мог не пройтись около громадного грузовика.
Белаз модель 7540. Это самый маленький карьерный самосвал из семейства БелАЗов. Его максимальная грузоподъёмность составляет 30 тонн. Среди своих собратьев этот грузовичок очень манёвренный, в связи с чем он востребован на участках со сложным ландшафтом. Мощность двигателя составляет порядка 400 лошадиных сил, максимальная скорость до 50 километров в час. Крутящий момент от двигателя к колёсам передаётся при помощи гидравлической трансмиссии, за счёт этого данная техника имеет большой ресурс и высокую надёжность. Снаряжённая масса составляет 22600 кг, соответственно с грузом эта махина будет весить почти 53 тонны.
Продолжение следует …
Ещё статьи про командировки:
- Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. Рокский тоннель. История грузино-южноосетинского конфликта.
- Город Цхинвал после войны. Нацизм руками американцев.
- Прогулка по заброшкам Цхинвала. Дорога домой.
- Город Норильск - без цензуры. На пороге апокалипсиса.
- Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R
- Чуть-чуть о работе, или Зачем я туда полез
- Рабочая поездка в Салехард. Выставка ледяных скульптур «Полярная рапсодия».
- Город Салехард. Красота ледяного города.
- Посёлок Толька
- Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз)
- Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама)
- Покинутый хоздвор
- Красноярский край. История одного маршрута.