Сборка двигателя ЗДК-200П. Коленвал. КПП.
После ранее проведённых работ по подготовке узлов и деталей, можно приступать к основной сборке двигателя. Для этого достаём инструмент, специальные приспособления, смазочные материалы, подготовим к работе гидравлический пресс и, главное, достаём сами детали.
Работа по сборке двигателя начинается с картера, а именно с левой его части. На основании-подставке размещаем левую половинку картера внутренней стороной вверх. Сжатым воздухом продуваем посадочное место подшипника и кривошипношатунную камеру. Далее подшипник на коленчатом вале и его место в картере смазывается моторный маслом. Это необходимо для более лёгкой запрессовки деталей.
На следующем этапе устанавливаем коленчатый вал. Перед запрессовкой, чтобы не нарушить балансировку и не сместить «щёки» коленчатого вала, между двух половинок рекомендую установить специальные проставки. В кадр это новшество не попало, данный двигатель был собран без них. Но на момент написания статьи уже имелся опыт с китайским гоуном, где были проблемы с прослабленным кривошипным пальцем. Пришлось выходить из положения путём изготовления специальных проставок. В подробностях об этом в следующий раз. С оригинальными валами проблем я не встречал ни разу. Но где их теперь взять то? Итак, коленчатый вал запрессован.
Далее переходим к сборке КПП. Укладываем шестерню первой передачи промежуточного вала КПП в картер.
Устанавливаем первичный вал КПП. Готовим к установке механизм переключения передач и подвижную шестерню второй передачи. Механизм переключения смазывается, и его детали проверяются на всевозможные люфты. Если у механизма есть выработка и вилки перемещения шестерён болтаются, то требуется регулировка и устранение этой болтанки. В противном случае передачи буду включаться не до конца и, как следствие, вилки переключения будут постоянно нагружены. А это уже ведёт к необратимому износу, и, в последствии, какие-то из передач откажутся включаться вообще.
Монтаж механизма переключения передач. Устанавливаем элементы для фиксации положения диска при переключении передач. Этими элементами является пружинка и штифт. Далее устанавливаем механизм переключения.
Из-за отталкивающего эффекта элементов фиксации диска, механизм выскакивает из направляющих. Чтобы это исключить и нормально по резьбе «наживить» крепящие винты, поджимаем механизм маленьким плоским зубилом.
Рекомендую перестраховаться, и винты, крепящие механизм переключения установить на синий фиксатор резьбовых соединений. Бывают фиксаторы резьбовых соединений: синий и красный. Синий - для разборных соединений, красный - для неразборных. Контрящие пластины винтов используются в любом случае. Следующим на очереди будет установлен промежуточный вал со всеми шестернями.
Промежуточный вал установлен. Далее к установке подготавливаем вал переключения передач и его элементы.
Крепёж элементов упора вала тоже устанавливается на фиксатор резьбовых соединений. Как и в предыдущем случае, контрящие пластины тоже не забываем. Далее необходимо проверить работоспособность КПП. Так как вторичный вал уже установлен в правую половинку картера, я использую аналогичный вал из ЗИПа. Иначе КПП не проверить. Устанавливаем вторичный вал и ножку переключения передач. Проверяем. Если все передачи включаются, то загибаем контрящие пластины всех четырёх болтов (две у механизма КПП и две у упора вала переключения).
Внутренности картера собраны.
Теперь можно устанавливать центральную прокладку картера. Но перед этим необходимо осмотреть обе примыкающие плоскости половинок картера. Следует обратить внимание на вмятины и сколы на плоскостях. Это особенно важно если двигатель разбирался подручными средствами без специального съёмника. Когда демонтаж одной из половинок выполняется при помощи отвёрток и зубила повреждения гарантированно будут, только их масштаб зависит от фанатизма разбирающего. В моём случае всё было разобрано при помощи вот этих съёмников. Так что проверять особо нечего. Масло с двигателя до переборки не «убегало».
Левая половинка картера подготовлена заранее. Вторичный вал в ней собран. Об этом я писал в предыдущей части. Остаётся только установить её на место.
Смазываем все посадочные места подшипников. И при помощи гидравлического пресса устанавливаем правую половинку картера. Готовим двенадцать винтов для стяжки картера.
Винты перед установкой смазываются графитной смазкой. Распределяем крепёж по своим местам и закручиваем его.
Финишируем эту часть работ установкой сливной пробки в картер.
В следующей части будем устанавливать моторную передачу и собирать сцепление. Так же будет установлен генератор.