Фермер I - предыстория капитального ремонта и его начало
Во время поездки на мотофест 2015 у нас в пути, когда мы ехали домой, лопнула рама. Это уже третий случай на моей практике, когда с завидной периодичностью в одном и том же месте появляется одна и та же проблема. Из своего опыта эксплуатации замечу, что на нашей технике эта поломка возникла при пробеге в районе одной тысячи километров, плюс - минус двести километров (в зависимости от экземпляра). У кого-то может случиться чуть позже, но рано или поздно это всё равно произойдёт. Очень нагруженное место получается. Как-то освещались итоги заводских испытаний двух мотовездеходов Фермер. Расстояние, которое они преодолели, составило более шести тысячи километров. За время этих испытаний глобальных поломок они не зафиксировали. Что очень странно!? Были какие-то по мелочи, но ничего существенного не было, хотя за основу Фермера бралась стандартная рама от мотоцикла Сова, без каких-либо доработок. И те проблемы, которые мы видим сейчас, должны были возникнуть и тогда. Скоро информацию из вышеупомянутого обзора можно будет почитать на нашем сайте.
Успешный опыт восстановления такого повреждений уже имеется. Главное то, что место которое подверглось ремонту остаётся таким, как и прежде (без уколхоживания). Теперь только надо определиться, как будем делать этот ремонт. Выполнять его на месте с частичной разборкой или всё же полностью разобрать мотовездеход? Походил вокруг техники и прикинул что и как. За несколько лет эксплуатации накопилось не так много работ, но они тянут за собой глобальные манипуляции и, наверное, проще сделать капитальный ремонт с полной разборкой мотовездехода. Заодно заглянем во все узлы и механизмы. Посмотрим как они там. К тому же качественно отремонтировать раму и параллельно не повредить другие детали можно только если всё разобрать.
Итак, какие накопились работы по этому Фермеру:
Двигатель, который стоит на технике имеет номер силового агрегата отличный от того, который указан в документах. Для самоходных машин, в отличии от автомобилей и мотоциклов, это актуально. Технический осмотр, который ранее проводился в ГОСТЕХНАДЗОРе мотовездеход не прошёл бы. Будем собирать его родной двигатель, а-то после обрыва посадочного места поршневого пальца так ничего с ним и не делал. Обзор об этой неприятности я кратко описывал тут: Поломка поршня двигателя ЗДК-200П.
Второй момент, требуется замена подшипников оси маятника. Частые пересечения бродов и штурм глубоких луж сделали своё дело. Несмотря на то, что при сборке узла оси маятника использовалась невымываемая смазка, это не помогло. Один подшипник уже развалился полностью, второй на подходе. На втором мотовездеходе это проблемное место я доработал - в корпус оси маятника установил две маслёнки, через которые можно прошприцевать подшипники полуоси. Подробнее об этой модификации можно ознакомиться в конце этой статьи: Фермер II - Ремонт рамы.
Ещё требуется замена сальников редуктора заднего моста, т.к. течёт одна из полуосей и заливает тормозной барабан. Долго я не мог понять, в следствии чего это произошло, но через какое-то время всё определили. По весне, когда температура преодолела нулевую отметку и начало всё таять, с весенними ручьями потекла и полуось. Сперва, потекло масло, а чуть позже оно уже вытекало совместно с водой. Причиной этой неприятности явилась невнимательность при постановке техники на зимовку. Редуктор, установленный на Фермере стандартный, точно такой же устанавливают на трёхколёсный мотороллер Муравей. Сапун редуктора выполнен в виде резиновой пробки с отверстием. Для справки: сапун это дыхательный клапан (его ещё иногда называют суфлёр), он служит для выравнивания давления между атмосферой и пространством внутри механизма. Когда механизм разогревается, то давление внутри его растёт, и чтобы не выдавливало масло через уплотнители, давление стравливается. Хуже всего обратный процесс, когда механизм остывает. В этом случае он в себя тянет воздух из окружающей среды, а он в свою очередь может быть с пылью и влагой. Но самое страшное, когда механизм остывает в луже или болоте. Тогда он тянет в себя воду. В конце статьи Фермер II - Сборка редуктора, я привожу пример изготовления штуцера для вывода сапуна в место где не подтапливает. Если эту уязвимость не доработать, то при пересечении всё тех же бродов и луж редуктор потихоньку нахватает в себя воды. И зимой, когда всё станет замерзать, замёрзнет и вода в редукторе. Далее может быть три варианта развития событий. Первый - «пронесёт» и ничего не случиться (это когда совсем мало воды попадёт или техника хранится в отапливаемом гараже). Второй - замёрзшей водой выдавит сальники редуктора в полуось, после чего смазка из редуктора станет поступать в полуось, а далее и на колодки. Третий - последствия которого ещё больше удивят хозяина, это малозаметная трещина картера редуктора, которую и видно то не будет. Повреждение образуется снизу и может проявиться не сразу, но обязательно проявится. Многие будут считать, что возможно где-то во время поездок ударились обо что-нибудь задним мостом. А суть проблемы будет совсем в другом. Эта учесть грозит редуктору, когда он наберёт достаточно много воды. В моём случае просто выдавило один из сальников. Чтобы поменять сальники, необходимо открутить задний мост от маятника и его полностью разобрать. Работы с мостом будет больше чем предостаточно.
Так что разбираем всё. Работы предстоят полномасштабные. Подробнее обо всём этом в следующих статьях.