Доработка заднего тормозного механизма мотовездехода Фермер
Перед сборкой заднего тормозного механизма мы рассмотрим ряд доработок некоторых деталей. Решение о проведении этих работ мы приняли, основываясь на десятилетнем опыте эксплуатации мотовездеходов Фермер и Фермер II. За это время у нас действительно появилось много идей, которые пришло время реализовать.
Работы начнём со ступицы. Подготовим детали, с которыми сейчас придётся работать:
- колодки;
- кулачок тормозных колодок (требуется модернизация);
- шайбы опорных валов колодок (изготовим новые, требуется расточка);
- промежуточная шайба кулачка тормозных колодок (изготовим новую, требуется расточка);
- стопорные кольца;
- тормозной барабан.
Кому доводилось эксплуатировать данный тип мотовездеходов, в том числе и м/в Тарпан, то обратили внимание, что мы тут применяем тормозные колодки от мотоцикла Восход и Сова. Ранее мы уже рассказывали о проблеме оригинальных колодок в статье: «Фермер - Ремонт тормозного механизма». Чтобы применить колодки от выше указанных мотоциклов необходимо ещё заменить кулачок тормозных колодок. Но здесь мы решили не менять кулачок тормозных колодок, а его доработать. Почему? Во-первых, количество таких деталей у нас ограничено, а во-вторых, тормозные барабаны имеют небольшую выработку и было бы правильнее выполнить работы с учётом износа. Для этого воспользовавшись восходовским кулачком и изоляционной лентой сделали макет детали, к которой необходимо будет стремиться.
Приступаем к работам. Установим колодки.
Здесь нужно определить посадочное расстояние от плоскости ступицы до колодок. Оно задаётся при помощи шайбы или двух шайб. Как правило с завода на вал устанавливается одна шайба, но найти её не удалось. Придётся подбирать или изготавливать новые.
В итоге шайбы подобрать не удалось (то не налезают, то болтаются). Чтобы определить на какой диаметр протачивать стандартную шайбу, очистим рабочие поверхности валов от краски и выполним измерения.
Диаметр опорного вала тормозных колодок составляет 12 мм.
Внутренний диаметр типовой шайбы, которую можно купить в магазине, составляет 10,6 – 10,7 мм.
Расточим внутренний диаметр шайбы в токарном станке.
Отверстие растачиваем до 12,8 мм. В итоге мы изготовим шайбу размером 20х12,8х1,5 мм.
Устанавливаем шайбы на опорные валы.
Далее переходим к работам над самим кулачком. На рабочий размер кулачка (как уже ранее замечалось) будем выходить путём намотки изоляционной ленты, с последующей примеркой тормозного барабана. Если барабан не устанавливается, то отматываем слой изоленты с одной из сторон и снова примеряем. Так постепенно выполняем этот перечень работ пока барабан не встанет на место.
На данный момент мы выполним доработку только двух тормозных кулачков. В переднем тормозе пока будем использовать классический от Восхода.
Определившись с тем, что требуется сделать и каким должен быть модернизированный кулачок мы сделали чертёж. Может он кому пригодится, но заметим, что на изображении приведены размеры для нашего случая, «наш случай» это означает степень износа тормозных барабанов, у кого-то он больше, у кого-то он меньше.
Доработка будет заключаться в приваривании элементов пластин. Нарезаем стальную полосу на заготовки.
Примеряем вырезанные детали.
Подготавливаем конструкцию к сварке.
Операция сварки выполнена.
Переходим к токарным работам.
Постепенно обрабатываем деталь до рабочего диаметра.
Обработка в токарном станке завершена.
Кулачок тормозных колодок получился более полным, чем это требуется, но этот момент на этапе разработки был учтён.
Переходим к фрезерным работам.
Снимаем лишний материал.
Доработка и подгонка кулачков выполнена.
После работ, профиль рабочей поверхности кулачка получился с небольшим конусом. Эта геометрия диктовалась опорными площадками тормозных колодок.
На этом, работы с кулачком тормозных колодок мы не прекращаем. Теперь приваренные пластины нужно дополнительно скрепить при помощи заклёпки. Эта операция нужна на случай, если по каким-то причинам отвалится приваренный элемент, а поскольку это тормозная система, то ошибок допускать нельзя, и мы решили перестраховаться.
Сверлим отверстие для заклёпки.
Устанавливать будем потайную заклёпку. Поэтому делаем углубление.
Оба экземпляра подготовлены к следующей операции.
Заклёпки будут использоваться стальные.
Устанавливаем заклёпку и с обратной стороны лишнее сразу срезаем.
Заклёпки установлены.
При первом приближении, не сразу можно сказать, где шляпка заклёпки, а где было расклёпано.
В завершении работ, выточим новые промежуточные шайбы. Они по одной штуки, устанавливаются на вал кулачка, после чего вал устанавливается в ступицу. Внутренний диаметр шайбы должен составлять 14,1 – 14,2 мм. В итоге мы сделали шайбу размером 20х14,1х1,5 мм.
Теперь можно переходить к сборке заднего тормозного механизма.
P.S. Завершив подготовку всех деталей, нами был случайно найден один из экземпляров кулачка тормозных колодок, который ранее был дефектован. На этом кулачке в процессе эксплуатации начало скручивать вал. Это достаточно распространённый дефект, так как валы не закаливались. Усилие на механизм тормоза на мотовездеходе больше, чем на мотоцикле, вот их и скручивает. Не дожидаясь, когда он будет состоять из двух частей, мы его заменили. Ещё на данном образце установлена «П» образная вставка.
Она здесь была установлена из-за чрезмерного износа тормозных колодок. Но чрезмерный износ, как термин, не совсем подходит, так как накладка на колодке имела износ не более 15 процентов, а тормозов практически не было (дело в тормозных барабанах). Чтобы пластина с кулачка не слетала или не съезжала, конструкция пластины имеет наплавление в виде небольшой капли.
Вот так нам удалось решить возникшую проблему.