Мото / Завод имени В.А. Дегтярева и его детища, которые так близки нам / ЗДК 5.904 - Фермер / Фермер I / Доработка заднего тормозного механизма мотовездехода Фермер

Перед сборкой заднего тормозного механизма мы рассмотрим ряд доработок некоторых деталей. Решение о проведении этих работ мы приняли, основываясь на десятилетнем опыте эксплуатации мотовездеходов Фермер и Фермер II. За это время у нас действительно появилось много идей, которые пришло время реализовать.

Работы начнём со ступицы. Подготовим детали, с которыми сейчас придётся работать:
- колодки;
- кулачок тормозных колодок (требуется модернизация);
- шайбы опорных валов колодок (изготовим новые, требуется расточка);
- промежуточная шайба кулачка тормозных колодок (изготовим новую, требуется расточка);
- стопорные кольца;
- тормозной барабан.

brake_system_upgrade_01.jpg

Кому доводилось эксплуатировать данный тип мотовездеходов, в том числе и м/в Тарпан, то обратили внимание, что мы тут применяем тормозные колодки от мотоцикла Восход и Сова. Ранее мы уже рассказывали о проблеме оригинальных колодок в статье: «Фермер - Ремонт тормозного механизма». Чтобы применить колодки от выше указанных мотоциклов необходимо ещё заменить кулачок тормозных колодок. Но здесь мы решили не менять кулачок тормозных колодок, а его доработать. Почему? Во-первых, количество таких деталей у нас ограничено, а во-вторых, тормозные барабаны имеют небольшую выработку и было бы правильнее выполнить работы с учётом износа. Для этого воспользовавшись восходовским кулачком и изоляционной лентой сделали макет детали, к которой необходимо будет стремиться.

brake_system_upgrade_02.jpg

Приступаем к работам. Установим колодки.

brake_system_upgrade_03.jpg

Здесь нужно определить посадочное расстояние от плоскости ступицы до колодок. Оно задаётся при помощи шайбы или двух шайб. Как правило с завода на вал устанавливается одна шайба, но найти её не удалось. Придётся подбирать или изготавливать новые.

brake_system_upgrade_04.jpg

В итоге шайбы подобрать не удалось (то не налезают, то болтаются). Чтобы определить на какой диаметр протачивать стандартную шайбу, очистим рабочие поверхности валов от краски и выполним измерения.

brake_system_upgrade_05.jpg

Диаметр опорного вала тормозных колодок составляет 12 мм.

brake_system_upgrade_06.jpg

Внутренний диаметр типовой шайбы, которую можно купить в магазине, составляет 10,6 – 10,7 мм.

brake_system_upgrade_07.jpg

Расточим внутренний диаметр шайбы в токарном станке.

brake_system_upgrade_08.jpg

Отверстие растачиваем до 12,8 мм. В итоге мы изготовим шайбу размером 20х12,8х1,5 мм.

brake_system_upgrade_09.jpg

Устанавливаем шайбы на опорные валы.

brake_system_upgrade_10.jpg

Далее переходим к работам над самим кулачком. На рабочий размер кулачка (как уже ранее замечалось) будем выходить путём намотки изоляционной ленты, с последующей примеркой тормозного барабана. Если барабан не устанавливается, то отматываем слой изоленты с одной из сторон и снова примеряем. Так постепенно выполняем этот перечень работ пока барабан не встанет на место.

brake_system_upgrade_11.jpg

На данный момент мы выполним доработку только двух тормозных кулачков. В переднем тормозе пока будем использовать классический от Восхода.

brake_system_upgrade_12.jpg

Определившись с тем, что требуется сделать и каким должен быть модернизированный кулачок мы сделали чертёж. Может он кому пригодится, но заметим, что на изображении приведены размеры для нашего случая, «наш случай» это означает степень износа тормозных барабанов, у кого-то он больше, у кого-то он меньше.

brake_system_upgrade_00.jpg

Доработка будет заключаться в приваривании элементов пластин. Нарезаем стальную полосу на заготовки.

brake_system_upgrade_13.jpg

Примеряем вырезанные детали.

brake_system_upgrade_14.jpg

Подготавливаем конструкцию к сварке.

brake_system_upgrade_15.jpg

Операция сварки выполнена.

brake_system_upgrade_16.jpg

Переходим к токарным работам.

brake_system_upgrade_17.jpg

Постепенно обрабатываем деталь до рабочего диаметра.

brake_system_upgrade_18.jpg

Обработка в токарном станке завершена.

brake_system_upgrade_19.jpg

Кулачок тормозных колодок получился более полным, чем это требуется, но этот момент на этапе разработки был учтён.

brake_system_upgrade_20.jpg

Переходим к фрезерным работам.

brake_system_upgrade_21.jpg

Снимаем лишний материал.

brake_system_upgrade_22.jpg

Доработка и подгонка кулачков выполнена.

brake_system_upgrade_23.jpg

После работ, профиль рабочей поверхности кулачка получился с небольшим конусом. Эта геометрия диктовалась опорными площадками тормозных колодок.

brake_system_upgrade_24.jpg

На этом, работы с кулачком тормозных колодок мы не прекращаем. Теперь приваренные пластины нужно дополнительно скрепить при помощи заклёпки. Эта операция нужна на случай, если по каким-то причинам отвалится приваренный элемент, а поскольку это тормозная система, то ошибок допускать нельзя, и мы решили перестраховаться.

brake_system_upgrade_25.jpg

Сверлим отверстие для заклёпки.

brake_system_upgrade_26.jpg

Устанавливать будем потайную заклёпку. Поэтому делаем углубление.

brake_system_upgrade_27.jpg

Оба экземпляра подготовлены к следующей операции.

brake_system_upgrade_28.jpg

Заклёпки будут использоваться стальные.

brake_system_upgrade_29.jpg

Устанавливаем заклёпку и с обратной стороны лишнее сразу срезаем.

brake_system_upgrade_30.jpg

Заклёпки установлены.

brake_system_upgrade_31.jpg

При первом приближении, не сразу можно сказать, где шляпка заклёпки, а где было расклёпано.

brake_system_upgrade_32.jpg

В завершении работ, выточим новые промежуточные шайбы. Они по одной штуки, устанавливаются на вал кулачка, после чего вал устанавливается в ступицу. Внутренний диаметр шайбы должен составлять 14,1 – 14,2 мм. В итоге мы сделали шайбу размером 20х14,1х1,5 мм.

brake_system_upgrade_33.jpg

Теперь можно переходить к сборке заднего тормозного механизма.

 

P.S. Завершив подготовку всех деталей, нами был случайно найден один из экземпляров кулачка тормозных колодок, который ранее был дефектован. На этом кулачке в процессе эксплуатации начало скручивать вал. Это достаточно распространённый дефект, так как валы не закаливались. Усилие на механизм тормоза на мотовездеходе больше, чем на мотоцикле, вот их и скручивает. Не дожидаясь, когда он будет состоять из двух частей, мы его заменили. Ещё на данном образце установлена «П» образная вставка.

brake_system_upgrade_34.jpg

Она здесь была установлена из-за чрезмерного износа тормозных колодок. Но чрезмерный износ, как термин, не совсем подходит, так как накладка на колодке имела износ не более 15 процентов, а тормозов практически не было (дело в тормозных барабанах). Чтобы пластина с кулачка не слетала или не съезжала, конструкция пластины имеет наплавление в виде небольшой капли.

brake_system_upgrade_35.jpg

Вот так нам удалось решить возникшую проблему.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб