Полиуретановые демпферы муфты системы охлаждения
С каждым разом мы стараемся совершенствовать наши работы, стремимся к идеальному результату и обязательно делимся полученной информацией. Эта статья послужит тому ещё одним примером. В ней, мы вновь вернёмся к сухарям и муфте системы принудительного охлаждения двигателя мотовездехода Фермер. Про данную деталь нами уже создано несколько статей, начиная от чертежей, заканчивая изготовлением с последующими тестами. Причиной написания этой статьи является изготовление сухаря из правильного материала. Если обратить внимание на ранние публикации, то данный элемент двигателя называется именно «сухарём». Что в принципе оправдывало его название, даже заводские демпферы очень жёсткие. Вариантов сделать деталь из чего-то другого не было, но сейчас ситуация немного поменялась. Решение вроде найдено и на сегодняшний день правильным материалом для данного элемента будет полиуретан.
Что такое полиуретан? Полиуретан - это синтетический полимерный материал. Он может быть разной твёрдости от 45 до 95 единиц по Шору. В некоторых случаях он успешно заменяет не только резину и каучук, но даже металл. Одно из достоинств, которое дало ему широкое распространение, это высокая износостойкость. Полиуретан стоек к маслам, бензину. Он не подвержен воздействию воды и плесени. Полиуретан является хорошим диэлектриком.
Поскольку до сборки двигателя мы добраться не успели, то можно будет сравнить новые детали с уже ранее изготовленными. Достаём все детали, которые у нас есть. Для чистоты эксперимента мы будем проводить точно такие же опыты, как и в предыдущем тесте. Также взвесим детали до эксперимента и после. И будет абсолютно тот же микс масел.
Внешне, если к деталям не прикасаться, то складывается впечатление что они съедобные. Тактильно, муфты похожи на материал подобно застывшему силиконовому герметику.
Сравним новые детали с уже изготовленными. По геометрии претензий нет. Все детали имеют одинаковые размеры.
Перед тем как детали будут погружены в масло, мы их взвесим. Восьми лучевой демпфер весит 13,21 грамма.
Четырёх лучевой, весит 7,5 грамма.
Переходим к непосредственной примерке на деталях. Устанавливаем демпфер в ведущую шестерню.
Далее устанавливаем вал привода принудительного охлаждения. Всё подошло как положено.
Примеряем четырёх лучевой демпфер. Устанавливаем его в соответствующую шестерню.
Теперь устанавливаем ответную часть муфты. Здесь тоже без вопросов.
Далее действуем по откатанной схеме, кладём демпферы в ёмкость.
И заливаем миксом масел. Подробно об этом «замесе» мы писали в предыдущей статье. Теперь всё это оставляем на месяц.
Из-за занятости, потом из-за очередной командировки демпферы в масле пролежали почти два месяца.
Открываем ёмкость. Никаких ошмётков, отслоений и видимого осадка не замечено.
Извлекаем детали из масла. Теперь дадим стечь маслу в течении суток.
После того как излишки масла стекли, стало видно, насколько незначительно окрасился материал, из которого выполнены детали. Изменений в геометрии демпферов не замечено. Промежуточный вывод: Единственное, что после данного теста можем отметить - это небольшое окрашивание материала.
Теперь снова помещаем демпферы в ёмкость с маслом и греем в течение недели, примерно по восемь часов в день.
В основном в ходе теста температура будет составлять около пятидесяти градусов, но кратковременно мы её будем поднимать до девяносто.
Термоиспытания завершены. Расслоения и осадка нет.
Достаём детали. Также дадим маслу стечь и на следующий день вернёмся к их осмотру.
После термоиспытаний видно, что материал окрасился сильнее. Это объяснимо, так как при увеличении температуры, процесс диффузии молекул протекает активнее.
Далее переходим к измерениям весовых характеристик. Восьми лучевого демпфер после тестов весит 12,96, до теста был 13,21.
Вес четырёх лучевого демпфера получился 7,32 грамма, до тестов 7,50.
Странно, но обе детали незначительно похудели. Свойства мягкости и гибкости материала не изменились. Детали по-прежнему принимают деформацию и после снятия нагрузки, возвращаются в изначальную форму.
А вот попытка проделать тоже самое с оригинальным демпфером принесла неожиданный результат.
Заводской демпфер мы раздавили пальцами. Надавив, один луч мы сломали и деталь выскочила из рук. Два других луча откололись при ударе о пол. Демпфер раскололся как небольшой кусочек льда. Для нас это стало неожиданностью и удивлением. Хорошо, что это произошло не в двигателе …
Пока далеко не убрали весы, завесим останки заводского демпфера.
Напоследок, после всех тестов установим демпферы в муфту.
Замечено, что после примерки, стыковка деталей стала чуть легче. А на муфте с четырёх лучевым демпфером замечен небольшой зазор. Здесь как раз и объясняется похудение деталей. По всей видимости в ходе тестов была дополнительная усадка материала или был «съеден» микрослой.
В данных экспериментах не было нагрузочного теста. Можно было бы по демпферам молотком постучать, но это не позволило бы объективно оценить возможность данного материала. Поэтому мы постараемся на восьми лучевом демпфере откатать летний сезон, а уже после посмотреть его состояние и заодно обратить внимание на то, как работает двигатель.
Заказ деталей был сделан в ООО "ТПК-КОВРОВ".