С каждым разом мы стараемся совершенствовать наши работы, стремимся к идеальному результату и обязательно делимся полученной информацией. Эта статья послужит тому ещё одним примером. В ней, мы вновь вернёмся к сухарям и муфте системы принудительного охлаждения двигателя мотовездехода Фермер. Про данную деталь нами уже создано несколько статей, начиная от чертежей, заканчивая изготовлением с последующими тестами. Причиной написания этой статьи является изготовление сухаря из правильного материала. Если обратить внимание на ранние публикации, то данный элемент двигателя называется именно «сухарём». Что в принципе оправдывало его название, даже заводские демпферы очень жёсткие. Вариантов сделать деталь из чего-то другого не было, но сейчас ситуация немного поменялась. Решение вроде найдено и на сегодняшний день правильным материалом для данного элемента будет полиуретан.

Что такое полиуретан? Полиуретан - это синтетический полимерный материал. Он может быть разной твёрдости от 45 до 95 единиц по Шору. В некоторых случаях он успешно заменяет не только резину и каучук, но даже металл. Одно из достоинств, которое дало ему широкое распространение, это высокая износостойкость. Полиуретан стоек к маслам, бензину. Он не подвержен воздействию воды и плесени. Полиуретан является хорошим диэлектриком.

 

Поскольку до сборки двигателя мы добраться не успели, то можно будет сравнить новые детали с уже ранее изготовленными. Достаём все детали, которые у нас есть. Для чистоты эксперимента мы будем проводить точно такие же опыты, как и в предыдущем тесте. Также взвесим детали до эксперимента и после. И будет абсолютно тот же микс масел.

sprag_polyurethane_01.jpg

Внешне, если к деталям не прикасаться, то складывается впечатление что они съедобные. Тактильно, муфты похожи на материал подобно застывшему силиконовому герметику. 

sprag_polyurethane_02.jpg

sprag_polyurethane_03.jpg

Сравним новые детали с уже изготовленными. По геометрии претензий нет. Все детали имеют одинаковые размеры.

sprag_polyurethane_04.jpg

Перед тем как детали будут погружены в масло, мы их взвесим. Восьми лучевой демпфер весит 13,21 грамма.

sprag_polyurethane_05.jpg

Четырёх лучевой, весит 7,5 грамма.

sprag_polyurethane_06.jpg

Переходим к непосредственной примерке на деталях. Устанавливаем демпфер в ведущую шестерню.

sprag_polyurethane_07.jpg

Далее устанавливаем вал привода принудительного охлаждения. Всё подошло как положено.

sprag_polyurethane_08.jpg

Примеряем четырёх лучевой демпфер. Устанавливаем его в соответствующую шестерню.

sprag_polyurethane_09.jpg

Теперь устанавливаем ответную часть муфты. Здесь тоже без вопросов.

sprag_polyurethane_10.jpg

Далее действуем по откатанной схеме, кладём демпферы в ёмкость.

sprag_polyurethane_11.jpg

И заливаем миксом масел. Подробно об этом «замесе» мы писали в предыдущей статье. Теперь всё это оставляем на месяц.

sprag_polyurethane_12.jpg

Из-за занятости, потом из-за очередной командировки демпферы в масле пролежали почти два месяца.

sprag_polyurethane_13.jpg

Открываем ёмкость. Никаких ошмётков, отслоений и видимого осадка не замечено.

sprag_polyurethane_14.jpg

Извлекаем детали из масла. Теперь дадим стечь маслу в течении суток.

sprag_polyurethane_15.jpg

После того как излишки масла стекли, стало видно, насколько незначительно окрасился материал, из которого выполнены детали. Изменений в геометрии демпферов не замечено. Промежуточный вывод: Единственное, что после данного теста можем отметить - это небольшое окрашивание материала.

sprag_polyurethane_16.jpg

Теперь снова помещаем демпферы в ёмкость с маслом и греем в течение недели, примерно по восемь часов в день.

sprag_polyurethane_17.jpg

sprag_polyurethane_18.jpg

В основном в ходе теста температура будет составлять около пятидесяти градусов, но кратковременно мы её будем поднимать до девяносто.

sprag_polyurethane_19.jpg

sprag_polyurethane_20.jpg

Термоиспытания завершены. Расслоения и осадка нет.

sprag_polyurethane_21.jpg

Достаём детали. Также дадим маслу стечь и на следующий день вернёмся к их осмотру.

sprag_polyurethane_22.jpg

sprag_polyurethane_23.jpg

sprag_polyurethane_24.jpg

После термоиспытаний видно, что материал окрасился сильнее. Это объяснимо, так как при увеличении температуры, процесс диффузии молекул протекает активнее.

sprag_polyurethane_25.jpg

Далее переходим к измерениям весовых характеристик. Восьми лучевого демпфер после тестов весит 12,96, до теста был 13,21.

sprag_polyurethane_27.jpg

Вес четырёх лучевого демпфера получился 7,32 грамма, до тестов 7,50.

sprag_polyurethane_26.jpg

Странно, но обе детали незначительно похудели. Свойства мягкости и гибкости материала не изменились. Детали по-прежнему принимают деформацию и после снятия нагрузки, возвращаются в изначальную форму.

sprag_polyurethane_28.jpg

sprag_polyurethane_29.jpg

А вот попытка проделать тоже самое с оригинальным демпфером принесла неожиданный результат.

sprag_polyurethane_30.jpg

Заводской демпфер мы раздавили пальцами. Надавив, один луч мы сломали и деталь выскочила из рук. Два других луча откололись при ударе о пол. Демпфер раскололся как небольшой кусочек льда. Для нас это стало неожиданностью и удивлением. Хорошо, что это произошло не в двигателе …

sprag_polyurethane_31.jpg

sprag_polyurethane_32.jpg

Пока далеко не убрали весы, завесим останки заводского демпфера.

sprag_polyurethane_33.jpg

Напоследок, после всех тестов установим демпферы в муфту.

sprag_polyurethane_34.jpg

Замечено, что после примерки, стыковка деталей стала чуть легче. А на муфте с четырёх лучевым демпфером замечен небольшой зазор. Здесь как раз и объясняется похудение деталей. По всей видимости в ходе тестов была дополнительная усадка материала или был «съеден» микрослой.

В данных экспериментах не было нагрузочного теста. Можно было бы по демпферам молотком постучать, но это не позволило бы объективно оценить возможность данного материала. Поэтому мы постараемся на восьми лучевом демпфере откатать летний сезон, а уже после посмотреть его состояние и заодно обратить внимание на то, как работает двигатель.

Заказ деталей был сделан в ООО "ТПК-КОВРОВ".

 

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб