История мотоцикла «Тула». Часть 1. От «Чебурашки» к «Иван Иванычу»
Автор текста: Ланько Сергей
Фото: музей «Авто-МотоАРТ», г. Тула, журнал «Мото» разных лет (А. Воронцов).
Главным конструктором тульских мотомашин стал Евгений Дмитриевич Власов из КБ спортивных мотороллеров завода. Его основной идеей было создание сельского мотоцикла повышенной проходимости с низким центром тяжести. Ещё в 1964 его предложение было поддержано А.В, Лотоцикм, главным конструктором Туламашзавода.
Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка», 1974 г. (из фотоархива А. Маринова)
Первые тульские мотомашины получили название «Чебурашки». Было разработано несколько вариантов мотомашин с различными типами рам: хребтовой с консольным креплением двигателя и дуплексной. Двигатель для мотомашин, как правило, использовали от мотороллеров, с некоторыми доработками.
В 1973 году в Японии начали выпуск мопедов и мотоциклов Suzuki Van Van на широкопрофильных шинах, который и послужил в дальнейшем прототипом (в большей степени в части широкопрофильных шин) будущего мотоцикла повышенной проходимости (его называли «Иван Иваныч»).
Для изучения японской конструкции Ковровскому и Тульскому заводам удалось найти средства на покупку одного мотоцикла Van Van. Ижевский завод, также разрабатывавший тему мотоциклов на широкопрофильных шинах «видел» Van Van только на фото. В народе бытует мнение, что мотоцикл «Тула» был скопирован с этого мотоцикла, однако это не совсем так. Безусловно, есть некоторые сходства, однако это можно сказать и про любой современный мотоцикл. Прогресс в технике, да и в других отраслях, это есть заимствование, частичное копирование или использование имеющегося опыта. Купив один образец мотоцикла или любой другой техники (а равно и как, заполучив комплект чертежей) нельзя его быстро скопировать и начать производство – это очень сложный технологический процесс. Все изделия необходимо приспособить к имеющейся технологии, стандартам, материалам, узлам и деталям, а это по сути дела полная переработка конструкции двигателя, рамы и прочих узлов. Основная идея, заимствованная конструкторами Туламашзавода – это широкопрофильные шины, превращавшие невзрачного «Чебурашку» в полноценный вездеход.
Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка», 1974 г. (из фотоархива А. Маринова)
К концу 70-х годов на Туламашзаводе оформился облик и концепция будущей вездеходной мотомашины на широкопрофильных шинах.
Дальше КБ завода опираясь на «Чебурашку» на дутых колесах приступило к созданию нового мотоцикла. Об этом читайте в следующей части.
Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка» с хребтовой рамой (из фотоархива музея «Мото-авто-АРТ»)
Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка» с дуплексной рамой, 1974 г. (фото из журнала «Мото», август 2011)
Модель мотомашины ТМЗ на широкопрофильных шинах (фото из журнала «Мото»)
Мопед Suzuki RV 50, 1973 г. (Япония)
Мопед Suzuki RV 90K Rover, 1973 г. (Япония)
Мотоцикл Suzuki RV-125 Van Van, 1973
Комментарии
-
Дмитрий (Гость)25 февраля 2019 / 13:36#1 (1957) Ссылка на это сообщение
-
Был еще один мотоцикл Тульского машзавода. Разработка Вячеслава Образцова. Было 2 ходовых образца. Бак под сиденьем, двигатель Туриста с вентилятором и очень характерный капот между сидением и рулем, за что этот мотоцкл прозвали Банан. Он был выкуплен у завода, зарегистрирован, после смерти конструктора менял хозяев, следы теряются в середине 80-х. Когда отдал в музей АвтоМотоАрт архив покойного отца ( он был зам главного конструктора мотопроизводства) там фото Банана было и очень хорошо был виден регистрационный номер.