Мото / Тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова / История мотоцикла «Тула». Часть 1. От «Чебурашки» к «Иван Иванычу»

Автор текста: Ланько Сергей                                                                                               
Фото: музей «Авто-МотоАРТ», г. Тула, журнал «Мото» разных лет (А. Воронцов). 

Главным конструктором тульских мотомашин стал Евгений Дмитриевич Власов из КБ спортивных мотороллеров завода. Его основной идеей было создание сельского мотоцикла повышенной проходимости с низким центром тяжести. Ещё в 1964 его предложение было поддержано А.В, Лотоцикм, главным конструктором Туламашзавода.

tula_history_part-1.1.jpg

Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка», 1974 г. (из фотоархива А. Маринова)

Первые тульские мотомашины получили название «Чебурашки». Было разработано несколько вариантов мотомашин с различными типами рам: хребтовой с консольным креплением двигателя и дуплексной. Двигатель для мотомашин, как правило, использовали от мотороллеров, с некоторыми доработками.
В 1973 году в Японии начали выпуск мопедов и мотоциклов Suzuki Van Van на широкопрофильных шинах, который и послужил в дальнейшем прототипом (в большей степени в части широкопрофильных шин) будущего мотоцикла повышенной проходимости (его называли «Иван Иваныч»).

Для изучения японской конструкции Ковровскому и Тульскому заводам удалось найти средства на покупку одного мотоцикла Van Van. Ижевский завод, также разрабатывавший тему мотоциклов на широкопрофильных шинах «видел» Van Van только на фото. В народе бытует мнение, что мотоцикл «Тула» был скопирован с этого мотоцикла, однако это не совсем так. Безусловно, есть некоторые сходства, однако это можно сказать и про любой современный мотоцикл. Прогресс в технике, да и в других отраслях, это есть заимствование, частичное копирование или использование имеющегося опыта. Купив один образец мотоцикла или любой другой техники (а равно и как, заполучив комплект чертежей) нельзя его быстро скопировать и начать производство – это очень сложный технологический процесс. Все изделия необходимо приспособить к имеющейся технологии, стандартам, материалам, узлам и деталям, а это по сути дела полная переработка конструкции двигателя, рамы и прочих узлов. Основная идея, заимствованная конструкторами Туламашзавода – это широкопрофильные шины, превращавшие невзрачного «Чебурашку» в полноценный вездеход.

tula_history_part-1.2.jpg

Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка», 1974 г. (из фотоархива А. Маринова)

К концу 70-х годов на Туламашзаводе оформился облик и концепция будущей вездеходной мотомашины на широкопрофильных шинах. 

Дальше КБ завода опираясь на «Чебурашку» на дутых колесах приступило к созданию нового мотоцикла. Об этом читайте в следующей части.

tula_history_part-1.3.jpg

Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка» с хребтовой рамой (из фотоархива музея «Мото-авто-АРТ»)

tula_history_part-1.4.jpg

Экспериментальная модель мотомашины ТМЗ «Чебурашка» с дуплексной рамой, 1974 г. (фото из журнала «Мото», август 2011)

tula_history_part-1.5.jpg

Модель мотомашины ТМЗ на широкопрофильных шинах (фото из журнала «Мото»)

tula_history_part-1.6.jpg

Мопед Suzuki RV 50, 1973 г. (Япония)

tula_history_part-1.7.jpg

Мопед Suzuki RV 90K Rover, 1973 г. (Япония)

tula_history_part-1.8.jpg

Мотоцикл Suzuki RV-125 Van Van, 1973

Дмитрий (Гость)
25 февраля 2019 / 13:36
Был еще один мотоцикл Тульского машзавода. Разработка Вячеслава Образцова. Было 2 ходовых образца. Бак под сиденьем, двигатель Туриста с вентилятором и очень характерный капот между сидением и рулем, за что этот мотоцкл прозвали Банан. Он был выкуплен у завода, зарегистрирован, после смерти конструктора менял хозяев, следы теряются в середине 80-х. Когда отдал в музей АвтоМотоАрт архив покойного отца ( он был зам главного конструктора мотопроизводства) там фото Банана было и очень хорошо был виден регистрационный номер.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб