Suzuki DR800S Big - ремонт рамы
После продолжительного перерыва принялся за работу над мотоциклом. С момента полной разборки мотоцикла прошло уже почти четыре года. Начинать буду с основания, то есть с рамы.
Ещё при разборке мотоцикла по ходу демонтажа деталей и узлов было обнаружено два повреждения рамы. Первое было существенное - в трубе зияла дыра размеров 12 – 15 мм.
Сама по себе такая «дырень» появиться не могла. Тут сразу было понятно – от рамы что-то оторвало. От образовавшейся дырки поперёк трубы расходились три трещины. Первым вопросом было: «что отсюда оторвало?».
Второе повреждение было незначительное. По итогам полной разборки была обнаружена небольшая трещина в нижней части рамы.
Переходим непосредственно к ремонту повреждений. Понять, от чего осталась зияющая чёрная дыра, было не сложно. Во-первых - можно обратиться к мануалу, а во-вторых (это в принципе ключ к лёгкому решению проблемы) - найти аналогичный мотоцикл и осмотреть данное место на нём. Второй вариант позволяет не только понять, что там было, но и снять размеры этого узла. По стечению обстоятельств такой образец нашелся. На месте дыры должна быть втулка с резьбой, на которой крепится ролик успокоителя цепи. При покупке заметить данный дефект было невозможно, так как его закрывала декоративная обшивка мотоцикла. Но возникает вопрос: неужели предыдущий хозяин не обращал внимания на лязгающую цепь во время езды? Тем более что в районе досягаемости цепи «нахлопало» по деталям. Не поверю, что было не слышно… Намеренно умолчал…
План работ по восстановлению был прост. Необходимо изготовить новую втулку, нарезать в ней резьбу и точно по месту вварить в раму. Именно из-за этой маленькой детали было принято решение о покупке токарного станка. Покупка станка из-за маленькой втулки! О наболевшем: хочешь сделать хорошо - сделай сам. А виной тому «алкотокари» к которым пришлось обращаться накануне. Пришёл к ним. Материала у них нет (вероятно всё сдали/пропили). Материал нашел. Заплатил. Пришел забирать. Смотрю на деталь - то ли плакать, то ли съездить ей токарю по морде! Такое ощущение, что точил между стаканами. В итоге вывод был сделан в пользу покупки токарного станка. Теперь материал искал уже для себя. Нашёл заготовку - марка стали СЧП. СПЧ расшифровывается так: схватил что попало. Из шпильки блока цилиндров от грузовика была выточена та самая недостающая втулка. Несмотря на то, что за станком последний раз я стоял в школе, деталь получилась очень даже ничего.
Теперь самое главное. Нужно точно спозиционировать втулку в трёх плоскостях. Вижу только один вариант - необходимо сделать шаблон, которым можно было бы зафиксироваться за что-либо рядом, и спозиционировать втулку. В качестве материала для шаблона был взят подходящий по размеру кусок листового металла в виде широкой полосы. Этой полосой предполагается зацепиться за кронштейн фильтр-бокса и спозиционировать втулку в нужном месте. Идем «от обратного». Сперва, в полосе было просверлено отверстие для фиксации шаблона на втулке образцовой рамы. После того, как отверстие было просверлено и была прикручена пластина, требовалось деформировать шаблон. Это связано с тем, что отверстия втулки и кронштейна находятся в одной плоскости, но расположены на разной глубине друг относительно друга. Деформировать нужно было так, чтобы пластина прилегала по всей плоскости кронштейна фильтр-бокса. После подгонки шаблона были размечены два отверстия для фиксации на кронштейне.
Сверлим отверстия в пластине. Далее вновь прикручиваем шаблон к образцовой раме для проверки результатов сверления. Всё идеально!
Переходим к ремонтной раме.
Прежде чем вваривать втулку на место необходимо засверлить все трещины, дабы предотвратить их дальнейшее распространение. Дополнительно, чтобы избежать кипения краски в процессе сварки, зачищаем поверхность.
Аналогичные операции по сверлению и зачистке выполняются и с трещиной в нижней части рамы.
Ответственный момент. При помощи ручных тисков-зажимов фиксируется шаблон с установленной втулкой к кронштейну. После этого тщательно позиционируются отверстия на шаблоне с отверстиями в кронштейне.
Теперь поочерёдно прикручиваются крепёжные болты.
Обвариваем втулку и провариваем трещины.
Далее провариваем нижнюю трещину и усиливаем это место.
Финалом к ремонтному этапу работ рамы является окультуривание вваренной втулки. При помощи болгарки с шлифовальным кругом и бормашинки завершаем работу.
Далее покраска рамы и неспешная сборка.