Стальные литейные формы из цилиндров двигателя ЗИЛ и Урал. Часть 4.
После удачного тестирования литейных форм из гильз двигателя ЗМЗ 402, решено было посмотреть, из чего можно сделать следующий типоразмер формообразующих цилиндров. Через какое-то время были добыты гильзы от поршневой группы автомобиля ЗИЛ 130. Длина этих гильз составляет 188 мм, а внутренний диаметр 100 мм. Для сравнения на изображении ниже приведены образцы гильз от двигателя ЗМЗ-402 (слева) и двигателя ЗИЛ 130 (справа).
Спустя ещё какое-то время была найдена гильза от автомобиля УРАЛ. Её внутренний диаметр составляет 108 миллиметров, она тоже будет отличным дополнением к серии цилиндрических форм. Так как у УРАЛовской гильзы была обнаружена небольшая трещина, то об обработке в токарном станке речь уже не шла. Надо ещё посмотреть, выдержит ли она литейные процессы? Из-за опасности разрушения гильзы, резать её придётся при помощи специальной стойки для УШМ.
Конструктивно изготавливаемые формы из новых гильз не будут отличается от предыдущего варианта. В состав формы будут входить все те же компоненты:
- дно (стальная пластина толщиной около 10 мм, она также используется и для форм из гильз ЗМЗ);
- формообразующий цилиндр;
- крышка формообразующего цилиндра;
- литник.
Сперва планировалось, что пара литников, которые были изготовлены ранее, будут на всю серию. И в принципе, для этого особых препятствий нет. Но в будущем могут возникнут частичные ограничения. Например, если необходимо будет задействовать формы разного типоразмера одновременно, то сделать этого уже не получится. В связи с чем, литники всё-таки стоит сделать. Изготавливаться они будут из цилиндра от амортизатора. Разделив его на три части, получим три литника длиной по 100 миллиметров.
Если для форм из гильз ЗМЗ, в качестве крышек, были найдены толстые и широкие шайбы, то сейчас на такую удачу рассчитывать не стоило. Проще всего сразу взять толстую пластину и из неё выточить крышку. Причём технология изготовления крышки будет практически такая же. На станине фрезерного станка закрепляем размеченную заготовку и начинаем рассверливать отверстие …
… завершаем эту операцию расточкой резцом под установку литника.
Принцип, по которому будет фиксироваться литник, абсолютно такой же, как и в предыдущем случае. Так как изготавливаю два типоразмера форм, то таких деталей делаю две.
Переходим к следующей операции. Чтобы при сборке формы крышку было проще центровать, в ней необходимо сделать небольшую проточку. Затея с обработкой квадратной пластины на маленьком станке, была не совсем удачной. Из-за биения заготовки по резцу, съём металла даже на два миллиметра был выполнен с трудом. Хота ранее была выполнена доработка станка, которая улучшила его характеристики, но всё равно жёсткости не хватает.
Предвидя трудоёмкость процесса, вторую деталь сразу протачивать не стал. Сделал только разметку, по которой квадратная деталь сперва станет круглой, а после уже будет доработана.
При помощи УШМ вырезаем первую крышку.
Далее у второй заготовки, сперва срезал углы, а потом при помощи той же УШМ довёл её до круглой формы.
Выполнить изготовление крышки в такой последовательности оказалось идеальным вариантом, и станок не так мучается, и резцы не выкрашиваются.
Пока изготавливались литники и крышки, была полностью сформирована таблица с размерами цилиндров. Предыдущий опыт литья показал, что входящие в таблицу данные, позволяют с высокой точностью моделировать литейный процесс.
После того как гильзы были нарезаны и у них были обработаны торцы, получились ещё два комплекта литейных форм. Их модельный ряд несколько скромнее, чем ранее изготовленный, но в любом случае это отличное дополнение для производства заготовок разного диаметра.
Так как конструкция типовая, то сборка и эксплуатация новых форм абсолютно ничем не отличается от предыдущих.
Для сравнения соберём три типа размера вместе. Две формы слева сделаны из поршневой ЗМЗ, далее идёт форма из цилиндра от двигателя автомобиля Урал и справа форма из поршневой от ЗИЛа 130.
О результате, который был достигнут при литье. С одной стороны он был предсказуем, так как все моменты были отработаны ещё на ЗМЗшных формах, а с другой стороны, немного сомнений всё же оставалось.
В целом всё прошло успешно. По результатам литья был получен ряд заготовок с двумя типоразмерами диаметров.