Для окраски с помощью аэрографов и пульверизаторов, для многих других работ в домашней мастерской подойдет настольный мини-компрессор, который можно собрать из компрессорного агрегата холодильника. Причем совсем не обязательно использовать новый узел: вполне годится и с засорившимися клапанами насоса. Главное - был бы исправен электродвигатель. А проверить его легко еще до разборки - измерив омметром сопротивления пусковой и рабочей обмоток (соответственно 5 и 20 Ом).

Чтобы извлечь электродвигатель с насосом из кожуха, потребуется сделать у торцов кожуха два кольцевых пропила. Затем, отвернув четыре крепежных болта М6, вытащить с одной стороны статор, а с другой - ротор с насосом, укрепленные на дискообразном основании.

Для восстановления работоспособности клапанов достаточно промыть их в бензине или ацетоне (собирая, следует устанавливать их лепестки строго на прежнее место). Проверяется исправность насоса после сборки поворотом ротора двигателя при закрытой выпускной трубке.
Сборка агрегата (уже без кожуха) заключается в соединении статора двигателя с основанием насоса с помощью четырех болтов М6 и дистанционных трубок длиной 40 мм. Равномерно затягивая болты, статор тщательно центруем, чтобы ротор мог свободно вращаться.

Изменение системы смазки подшипников электродвигателя и насоса сводится к замене маслозаборника простой масленкой. Для ее изготовления подойдет коробка от кинопленки 2X8 мм, в дно которой впаивается медная трубка Ø4 мм, другим концом припаянная к фланцу соответствующих размеров. Перед длительной работой масленку надо заново наполнить. Рекомендуемые марки масел - АС-8, ДС-11 или любые автомобильные моторные с вязкостью не менее 8 сСт.

В качестве воздушного ресивера удобно использовать пустой баллон от туристских газовых плит. После удаления клапана в его резьбовое отверстие устанавливается тройник для соединения выходной трубки насоса с манометром и выходной трубкой ресивера. Так как насос способен создавать давление свыше 10 кг/см2, требуемая редукция осуществляется простым пружинным клапаном, стравливающим излишки воздуха в атмосферу.

01_mini_kompressor

Рис. 1. Общий вид компрессора: 1 - шланг, 2 - клеммы сетевого электрошнура, 3 - пусковая кнопка, 4 - тумблер включения рабочей обмотки. 5 - передняя панель, 6 - статор электродвигателя, 7 - дистанционные втулки. 8 - основание насоса, 9 - масленка, 10 - манометр, 11 - ресивер, 12 - рама, 13 - кронштейн крепления компрессорного узла, уголок 45X45 мм, 14 - хомут крепления ресивера.

Основание компрессора - прямоугольная стальная рамка, используемая в холодильнике для подвески агрегата. В ее центральной части на двух болтах закреплен дюралюминиевый уголок 45X45 мм, на котором фиксируется компрессорный узел. Передняя панель, согнутая из дюралюминиевой пластины толщиной 1,5 - 2,5 мм, крепится болтами к рамке-основанию. На ней размещены контактные клеммы, тумблер включения рабочей обмотки и кнопка включения пусковой. Через отверстие в ее лицевой панели выведена выходная трубка. Шланг для подачи сжатого воздуха доступно изготовить самому из полихлорвиниловой трубки. Чтобы она могла выдержать давление воздуха, на нее следует надеть металлическую оплетку, снятую с экранированного провода. Заделка концов оплетки - нитками или медной проволокой. Такой шланг достаточно прочен и в то же время мягок и удобен в работе. Двухгодичная эксплуатация компрессора показала надежность и эффективность конструкции. Сжатый воздух практически не содержит масла. Все же со временем некоторое его количество конденсируется в ресивере, поэтому желательно в нижней части баллона установить пробку для слива конденсата. Не рекомендуется проводить окрасочные работы в холодное время года, если сам компрессор установлен в помещении. В этом случае в шланге будет собираться влага, которая может попадать в краску.

Производительности установки достаточно не только для работ с аэрографом: ее насос быстро накачает велосипедную камеру, мяч, надувные игрушки. И даже на полностью спущенную жигулевскую шину потребуется не более 10 минут. Тем же, кому необходим компрессор для работы с малярным краскораспылителем, можно рекомендовать более мощный вариант из нескольких насосных секций, укрепленных на общем основании. Приводить их в действие можно цепной передачей от одного электродвигателя.

Источник: "Моделист-Конструктор" 1984, №12

Оригинал статьи можно скачать ниже в прикрепленных файлах

Дополнительная информация к компрессору ДХ-1010


Рисунок 4. Общий вид компрессора ДХ-1010.

 01.1_mini_kompressor

Рис. 4. 1 - корпус; 2 - цилиндр; 3 - головка цилиндра; 4 - глушитель стороны всасывания; 5 - глушитель стороны нагнетания; 6 - передний подшипник; 7 - коленчатый вал; 8 - гнездо переднего подшипника; 9 - стопор; 10 - замочное кольцо; 11 - ротор электродвигателя; 12 - маслоприемник; 13 - нагнетательный патрубок.

 

Рисунок 5. Система смазки компрессора.

01.2_mini_kompressor

 

Рисунок 6. Шатун с поршнем.

01.3_mini_kompressor

Рис. 6. 1 - поршень; 2 - поршневой палец; 3 - пружина клина; 4 - стопор; 5 - клин; 6 - шатун.

 

Рисунок 7. Блок клапанок.

01.4_mini_kompressor

Рис. 7. а - всасывание; б - нагнетание; 1 - цилиндр; 2 - всасы¬вающий клапан; 3 - всасывающий патрубок; 4 - корпус головки; 5 - камера всасывания; 6 - заклепка; 7 - заглушка камеры; 8 - камера нагнетания; 9 - нагнетательный клапан; 10 - седло клапана; 11 – нагнетательный патрубок.

Фото материал к рисунку 2.

Снятие кожуха холодильного агрегата.

02_mini_kompressor

03_mini_kompressor 04_mini_kompressor 05_mini_kompressor

06_mini_kompressor 07_mini_kompressor 08_mini_kompressor

09_mini_kompressor 10_mini_kompressor