Делаем съёмник руля
Продолжим тему специнструмента. В этот раз мы рассмотрим изготовление съёмника для рулевого колеса автомобиля Матиз. Ранее нам уже доводилось сталкиваться с демонтажом руля и эта операция не столь простая. Особенно если после завода его никто не снимал.
Как правило, обслуживание автомобиля Матиз не сложное и большинство владельцев выполняют работы собственными силами. В сети интернет уже имеются кое-какие идеи, которые касаются данной операции. Некоторые использует типовой трёхлапый съёмник. Зацепиться им, конечно, можно, но он встаёт с большим перекосом и чуть что сразу слетает. Многие делают свои собственные приспособления. За основу берётся толстая металлическая полоса и сверлят два отверстия. Расстояние между отверстиями должно быть 48 мм. Вот практически всё съёмник готов и им можно пользоваться. Но к этому съёмнику есть замечания. Метал толщиной меньше пяти миллиметров лучше не использовать, съёмник может и не справиться. Хотя возможно на один раз его хватит. Единственное, хочется отметить ошибки, которые допускаются при этих работах. Для того чтобы стянуть руль, как правило применяют болты. В данном случае применять болты недопустимо и вот по каким причинам. В металлической пластине основания руля есть два отверстия с резьбой (см. фото ниже).
Резьбы там от силы две с половиной - три нитки, а то и меньше. Перед началом демонтажа рулевого колеса на валу ослабляется гайка. Далее устанавливается пластина и вкручиваются болты. Усилие, которое требуется приложить к тому, чтобы сорвать руль с вала достаточно приличное и от автомобиля к автомобилю отличается. Вкручивая болты можно легко вырвать резьбу. Ведь на неё будет действовать динамическая нагрузка с крутящим моментом. Чтобы этого избежать необходимо использовать не болты, а шпильки. В этом случае мы перенесём крутящий момент с резьбы основания руля на гайки, которые накрутим на шпильки. Таким образом резьба в основании руля в момент демонтажа будет испытывать только статическую нагрузку и повреждений не возникнет.
Наш вариант так же, как и у всех, основывается на материале, который есть под рукой. Но он сильно отличается по части подхода к созданию инструмента. Как показывает практика невозможно создать универсальный съёмник на все случаи жизни, но можно постараться создать такой конструктив, который расширит его область применения.
Материала из чего можно сделать съёмник у нас набралось предостаточно. В конечном итоге мы остановились на фланце от помпы двигателя ЗМЗ-402. Железяка толстая и что важно она не калёная. То есть с ней можно делать что угодно точить, фрезеровать, нарезать резьбы и так далее. Сам корпус помпы мы уже переплавили на заготовки для токарных работ, а внутренности пока никуда не пристроили (у нас нашлось аж два вала). Теперь пришло их время. С приводного вала при помощи гидравлического пресса был демонтирован фланец.
Идея использовать фланец помпы была не спроста. Когда-то у нас была ГАЗель и от неё остался кое-какой специнструмент. В его комплект входил съёмник крыльчатки той же самой помпы. И было бы символично их совместить.
Приступаем к работе. Устанавливаем фланец в токарный патрон.
С одной из сторон фланца необходимо сточить выступ. То есть нужно сделать одну из поверхностей плоской.
Далее на фланце растачиваем центральное отверстие до 16,4 мм. Размер диктуется резьбой М18 шаг 1,5. Как раз эта резьба находится на переходной гайке-ввёртыше съёмника.
Нарезаем резьбу.
Первая часть работ выполнена.
Примеряем детали друг к другу. Подходят они идеально.
Самое главное, что съёмник крыльчатки помпы сохранит свой функционал и его можно будет использовать по прямому назначению.
Теперь осталось немного доработать опорную площадку. В ней необходимо профрезеровать два паза. Длину пазов сделаем по больше. Возможно, этот съёмник можно будет применить где-то ещё.
Опорная площадка готова.
У нас получился следующий комплект:
- болт-толкатель 1шт. + гайка-ввёртыш 1шт. (съёмник крыльчатки заводского изготовления);
- опорная площадка 1шт.;
- шпилька М8х50 2шт.;
- шайба 8мм 2шт.;
- гайка М8 2шт.
Теперь можно примерить съёмник по месту. Но сперва в автомобиль внесём небольшую доработку. Вал рулевой колонки имеет отверстие с острыми кромками. При вкручивании болта-толкателя он будет в вал как бы вгрызаться.
Существенных повреждений может и не будет, но лишнее усилие гарантировано. Поэтому сверлом около 12 мм сделаем небольшое углубление - фаску.
После доработки значительно упрощается позиционирование съёмника. В добавок увеличивается площадь контакта, что в одинаковой степени положительно скажется на обеих деталях.
Далее в отверстия вкручиваем две шпильки.
На шпильки устанавливаем опорную площадку.
Поверх площадки устанавливаем шайбы.
Теперь на шпильки накручиваем гайки.
В завершении вкручиваем съёмник крыльчатки. Всё подошло идеально.
Осталось покрасить опорную площадку.
Стоит отметить достоинства этого съёмника:
- так как функция заводского съёмника крыльчатки помпы сохранена, то съёмник получился многофункциональным;
- съёмник получился ещё универсальным. Фрезерованные два паза позволят его установить и при других межосевых расстояниях.
- достаточно толстая пластина делает съёмник практически вечным, так как погнуть, а уж тем более сломать вряд ли у кого получится;
- удобство хранения. На фланце остались два отверстия с резьбой М8. При помощи них ранее крепился шкив ремённого привода. Их можно задействовать для хранения шпилек, гаек и шайб, которые необходимы для работы при демонтаже руля. Так ничего не потеряется и будет всегда на месте.
Комплект после покраски.
О работе съёмника руля расскажем в следующей части, плюс бонусом будет видео.