Путешествия / Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. / Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. Часть первая.

В декабре, почти перед самым новым годом, возникла необходимость в рабочей поездке в город Цхинвал. По возвращении решил немного рассказать о поездке. Рабочие моменты в этой статье опущены.

Практически все мои рабочие поездки были спонтанны (срочный вылет в этот же день или в лучшем случае на следующий), и данная поездка в этом плане почти ни чем не отличалась от других. Собрался очень быстро, выручила практика быстрых сборов предыдущих поездок.

Добирался до города Цхинвал в два этапа. Москва – Владикавказ около, 1750 км (самолётом) и Владикавказ – Цхинвал 180 км (автомобилем).

Аэроэкспресс – Самолёт. Итак, летим. Аэробус A320 компании S7. Набираем высоту:

01_fly_001_01

Через два часа подлетаем к Владикавказу, вид из иллюминатора:

 

01_fly_001_02

Предпосадочная подготовка занимает столько времени, что двухчасовой перелёт похож на поездку в метро. Мы прилетели. Заходим на посадку:

01_fly_001_03

Приземлились. Снега нет, светит солнце:

01_fly_001_04

 По предварительной договоренности где-то тут, кто-то меня, вроде как, должен встретить.

 

Через минуту после посадки мне позвонили и сообщили кто и где меня встречает. Высадка из самолёта и получение багажа прошли очень быстро (не более десяти минут). Это был рекорд по времени за все мои предыдущие поездки. И вот я уже еду в машине. Выезжаем с территории аэропорта и поворачиваем в сторону города Беслан.

02_airport_-_tskhinval_01 

… далее, после большого бетонного указателя, уходим на ТрансКАМ. Транскавка́зская магистра́ль одна из автомобильных дорог, связывающих Россию с Закавказьем и единственная трасса, связывающая напрямую Северную Осетию и основную территорию Южной Осетии. Строительство магистрали было начато в 1971 году и к ноябрю 1981 года трасса была сдана в эксплуатацию. Российская часть Транскама официально называется Р297. В зимнее время после обильных снегопадов трасса бывает подолгу закрыта из-за угрозы схода лавин. Но тут пока снега нет. Обычно проблемы с лавинами начинаются в конце зимы.

02_airport_-_tskhinval_02 

Алагирское ущелье. В самом начале транскавказской магистрали есть скульптура Уастырджи (по русски Святому Георгию)  - всадник на стальном коне выскакивающий из скалы. Уастырджи впервые изобразили в 1988 году. Для женщин его имя находится под запретом, они называют его иносказательно Лагты Дзуар (Покровитель мужчин). Ежегодно, во второй половине ноября, в Осетии широко отмечается праздник, посвящённый Уастырджи. Он считается врагом воров, мошенников, убийц, клятвопреступников и покровителем честных и добрых людей.

02_airport_-_tskhinval_03 

Всё дальше и дальше в горы …

02_airport_-_tskhinval_04 

Во многих местах магистрали часть дороги проходит в тоннелях:

02_airport_-_tskhinval_05 

В коротких тоннелях освещения нет:

02_airport_-_tskhinval_06 

Проезжаем населённый пункт Мизу́р, посёлок в Алагирском районе Северной Осетии. Расположен на берегу реки Ардон.  С 1941 года этот посёлок имел статус городского типа, а в 2005 году преобразован в сельский населённый пункт. Здесь расположена Мизурская обогатительная фабрика, входящая в группу предприятий, добывающих и обогащающих свинцово-цинковую руду.

02_airport_-_tskhinval_07 

Ещё один тоннель:

02_airport_-_tskhinval_08 

Дорога, то уходит вниз к подножью гор, то поднимается к вершинам. Уши «закладывает» почти как в самолёте:

02_airport_-_tskhinval_09 

Завершение дорожно-восстановительных работ после обвала:

02_airport_-_tskhinval_10 

Через некоторое время мы встали в очередь. Впереди Северо-Осетинская таможня. Многосторонний автомобильный пропускной пункт «НИЖНИЙ ЗАРАМАГ». Это промежуточный пропускной пункт, так сказать буфер. К основному таможенному посту по предварительному запросу пропускают по два максимум три автомобиля.

02_airport_-_tskhinval_11 

Тут нам выдали бумажки, для отметки на остальных постах и дальнейшей передачи при выезде на другой стороне … Для въезда на территорию Южной Осетии нужен Российский паспорт.

02_airport_-_tskhinval_12 

Строительство тоннеля:

02_airport_-_tskhinval_13 

Зимой, когда наступает лавинная опасность, горный склон обстреливают из зениток и спускают снег по безопасным путям:

02_airport_-_tskhinval_14 

Солнечные вершины:

02_airport_-_tskhinval_15 

Петляющая дорога по горным склонам:

02_airport_-_tskhinval_16 

Ещё одна зенитка:

02_airport_-_tskhinval_17 

Местами крутые виражи по краю обрыва выложены бетонными блоками:

02_airport_-_tskhinval_18 

Горная извилистая дорога:

02_airport_-_tskhinval_19 

Фото основного таможенного поста сделал на обратном пути. Беготни было настолько много, что про фотик я вообще забыл. Пришлось общаться с работниками таможенной службы, причём не в самом КПП, а в административном здании. Задавали вопросы: кто, откуда, куда, с какой целью и т.д. Исследовали мой паспорт под микроскопом. Теперь я точно уверен что он настоящий Улыбается . После всех бесед и манипуляций дали добро на пересечение границы.

По дороге к третьему КПП нам встретился зенитно-ракетный комплекс:

02_airport_-_tskhinval_20 

Вот и третий КПП пересекли. На «встречке» опять военная техника. Подъезжаем к Рокскому тоннелю. Автодорожный тоннель на Рокском перевале под горой Сохс между Северной и Южной Осетией. Протяжённость тоннеля 3660 метров, расположен на высоте 2,5 км над уровнем моря (тоннель спроектирован инженером Рутеном Гаглоевым во второй половине 1920-х годов, и, в 1930 году в торжественной обстановке он смог произвести первый взрыв у села Верхний Рук. Строительство было продолжено в 1976 году, а завершено в 1985).

02_airport_-_tskhinval_21 

В тоннеле полным ходом ведутся подготовительные работы для последующего капитального ремонта. Дорога в тоннеле - это целое приключение. Внутри тоннеля по ходу движения чего только не попадается: кучи с щебнем, какими-то камнями, мусором, дизель генераторы огороженные чем придётся … 

02_airport_-_tskhinval_22 

… про ямы и ухабы я вообще молчу, очень много спецтехники и грузовиков. Только и успеваем уварачиваться. Из-за сильной загазованности и тумана в тоннеле всё это хозяйство появляется настолько внезапно, что дух захватывает. Помимо всего с потолка капает вода. Едем практически на ощупь по ямам.

02_airport_-_tskhinval_23 

И вот она - Южная Осетия!!! Это первое, что мы видим при выезде и тоннеля.

02_airport_-_tskhinval_24 

 

Далее не всё так прекрасно как было до этого. Чтобы было понимание того кто и что, нужно немного окунуться в историю всего этого безобразия.

Современный грузино-осетинский конфликт начал зарождаться в конце 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость и бездействие центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между, с одной стороны грузинами, а  другой абхазами и осетинами.

В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.

Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий, в ходе которых убитые и пропавшие без вести с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.

19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение.

Весной 1992 года, после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием соглашения о принципах урегулирования конфликта.

14 июля 1992 года был прекращён огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского. В Цхинвале была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией и государственной символикой. В свою очередь власти Грузии по-прежнему рассматривали её как административную единицу Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринималось.

В 1990-е годы активно шёл процесс принятия российского гражданства населением Южной Осетии. Заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявлял, что Россия намерена способствовать усилению конфронтации в Южной Осетии. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства заместитель министра назвал «аннексией грузинских территорий». Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны.

Очередное усиление напряжённости в зоне конфликта совпадает с приходом к власти Михаила Саакашвили, объявившего курс на восстановление территориальной целостности Грузии. В августе 2004 года дело дошло до кровопролитных столкновений, в ходе которых грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвала, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены.

20 июля 2006 года министр обороны России пообещал помочь Абхазии и Южной Осетии в случае грузинской агрессии. В том же году Грузия ввела свои войска в Кодорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии, после чего контингент российских миротворцев в нижней части ущелья был усилен.

По утверждениям грузинской стороны, Россия осуществляла поставки вооружения в Южную Осетию. Глава МИД Грузии Гела Бежуашвили заявлял в январе 2006 года: в Цхинвальском регионе размещено незаконное вооружение, имеются переносные зенитно-ракетные установки. В ответ посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин заявил: Россия не осуществляет поставок в Южную Осетию ни через Рокский тоннель, ни через другие пограничные пункты. Всё вооружение, которое сейчас есть в городе Цхинвал — это та техника, которой оснащались вооружённые силы СССР и которая осталась там от времён Советского Союза (речь шла о четырёх танках Т-55, нескольких гаубицах и бронемашинах).

За время президентства Саакашвили Грузия поставила мировой рекорд по росту военного бюджета, увеличив его с 2003 по 2008 год более чем в 33 раза. Руководство Грузии резко наращивало военный бюджет, стремясь привести свои вооружённые силы к стандартам НАТО. По неподтверждённым источникам в число поставщиков оружия Грузии входили США, Англия, Франция, Греция, Турция, Израиль, Литва, Эстония, Украина, Сербия и другие. В частности, из Сербии были поставлены автоматы Калашникова, использовавшиеся при атаке на Южную Осетию и российские войска. Сербский завод-производитель отрицает прямые поставки и предполагает, что автоматы попали в Грузию через Хорватию и Боснию.
Украина подтверждает поставки оружия в Грузию(2006—2008). Из опубликованного ООН отчёта Украины об экспорте военной техники стало известно, какое именно вооружение Украина поставляла Грузии. Некоторые украинские эксперты отмечают, что некоторая техника была снята с боевого дежурства и поставлена в Грузию в обход стандартных процедур с ведома и по поручению Президента Ющенко. Согласно данным отчёта, Украина поставляла в Грузию следующие виды оружия: ЗРК «Оса» и «Бук», вертолёты Ми-8 и Ми-24, учебные самолёты Л-39, САУ (в том числе тяжёлые 2С7 «Пион») а также танки, БМП и стрелковое оружие. Кроме того, грузинские вооружённые силы и спецназ интенсивно готовили американские инструкторы по приказу Пентагона. Сразу же после ввода российских войск в Южную Осетию, 8 августа, из Тбилиси самолётом ВВС США были эвакуированы около ста американских военных специалистов.

Саакашвили не раз предостерегали от вступления в военный конфликт с Россией, в котором у него нет шансов победить. Войны избежать не удалось. Проезжаем места военных действий. Территория грузинского анклава. Полуразрушенная АЗС:

03_entrance_tskhinval_01 

Бывший во время войны послом Грузии в России Эроси Кицмаришвили 25 ноября 2008 года заявил, что добро на начало войны в Южной Осетии дал президент США Джордж Буш. По утверждению политолога Стивена Коэна, вице-президент США Дик Чейни рассматривал возможность отправить натовские и американские войска воевать против России.

В начале 2008 года происходило нарастание напряжённости в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией. Россия выходит из Договора об обычных вооружённых силах в Европе, снимая тем самым квоту фланговых ограничений на размещение наступательных вооружений в Северо-Кавказском военном округе.

Во второй половине июля, одновременно с совместными учениями Грузии и США «Немедленный ответ» (на которых, по словам военного обозревателя Заура Алборова, отрабатывалось нападение на Южную Осетию), Россия проводила крупномасштабные учения «Кавказ-2008», в которых были задействованы подразделения различных силовых структур.

В конце июля — начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налёты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Начиная с 1 августа по инициативе премьер-министра Южной Осетии Юрия Морозова производилась эвакуация жителей Цхинвала.

Какие-то административные здания:

03_entrance_tskhinval_02 

7 августа грузинская армия попыталась занять Присские высоты вокруг Цхинвала, эта атака была отбита. В тот же день американский посол в Грузии Джон Тефт сообщил в Вашингтон, что войска Грузии, включая подразделения с установками типа «Град», движутся в направлении Южной Осетии.

Днём 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Всё это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики». Баранкевич также предположил, что у грузинских военных есть планы осуществить штурм Цхинвала в ближайшее время.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года (в 0:06) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.

8 августа 2008 года (в 14:59) к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. В 14 часов 30 минут через Рокский тоннель прошло первое российское боевое подразделение — 1-й батальон 135-го полка.

В течение дня продолжался обмен артиллерийским огнём, многочисленными перестрелками и удары российской авиации по территории Грузии.

Перемирие. 12 августа на рабочей встрече в Кремле с министром обороны А. Э. Сердюковым и начальником Генштаба Н. Е. Макаровым Президент России Д. А. Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понёс значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. Президент Чечни Р. А. Кадыров заявил о готовности направить 10 тысяч человек для поддержки российских миротворцев. Кадыров назвал действия грузинских властей преступлением, отметив, что грузинская сторона совершала убийства мирного населения.

13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта.

03_entrance_tskhinval_03 

Разрушенные дома. Часть из них разрушена на половину, но есть и дома стёртые по фундамент. В основном это дома жителей участвовавших в вооружённых формированиях и принимавшие участие в геноциде осетинского народа:

03_entrance_tskhinval_04 

03_entrance_tskhinval_05

03_entrance_tskhinval_07 

03_entrance_tskhinval_08 

03_entrance_tskhinval_09 

03_entrance_tskhinval_10 

03_entrance_tskhinval_11 

03_entrance_tskhinval_12 

03_entrance_tskhinval_13 

03_entrance_tskhinval_14 

03_entrance_tskhinval_15 

Такую картину мы наблюдаем почти в течении десяти километров до города Цхинвал.

03_entrance_tskhinval_16 

 

Продолжение статьи "Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. Часть вторая".

 

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб