Путешествия / Город Норильск от первого лица / Город Норильск - без цензуры. На пороге апокалипсиса.

Вторая половина мая. Очередная рабочая командировка.

Долететь до Норильска получилось только со второй попытки. При подлёте, в районе аэропорта была плотная низкая облачность и туманные образования, в связи с чем мы ушли по направлению к Новому Уренгою и там приземлились. Дозаправившись и подождав часок, мы полетели испытывать удачу второй раз. Подобные ситуации в Норильске не редки, климат суров и погода меняется очень стремительно. Прилетели, вторая попытка оказалась успешной. Погода сказочная светит солнце, хотя несколько часов назад ничего не было видно. На улице относительно тепло, около пяти — семи градусов со знаком плюс, хотя у нас давно уже к двадцати.

norilsk_2017_01.jpg 

На маршрутном такси добрались до гостиницы. Ехать от аэропорта до города Норильска около 48 километров. По прибытию разместились в гостинице под одноимённым названием — «Норильск», расположенной на улице Кирова. Далее начались рабочие моменты.

К вечеру, после работы. можно было прогуляться по городу и посмотреть его поближе. Город Норильск основан в 1935 году. Рассказ о Норильске начну с пассажирского железнодорожного вокзала. Железную дорогу в Норильске начали строить в том же 35-ом году осенью. В те времена в основном прокладывали узкоколейки и данное место не стало исключением. Первая железная дорога соединяла пристань «Валёк» на реке Норильская и рудники «Нулевого пикета». Далее железнодорожная сеть только разрасталась, способствуя техническому развитию региона. Прогресс в то время настолько набрал обороты, что пропускной способности узкоколейки катастрофически стало не хватать, и в 1950 году начали переход на широкую колею 1520 миллиметров. Первый поезд по новой дороге прошёл в июле 1950 года от города Норильска до Кайеркана. Примерно через пару лет все узкоколейные линии были заменены.

Вся деятельность и развитие очень резко прекратились после смерти Сталина, многие почти завершённые объекты были брошены, а часть из них намерено уничтожена на смотря на то, что работы были завершены и сооружения могли быть запущены в эксплуатацию.

Здание железнодорожного вокзала было построено в 1953 году. К сожалению, сейчас оно утратило своё первоначальное назначение и на данный момент выполняет только административные функции.

norilsk_2017_02.jpg

Рядом с вокзалом имеется площадка где выставлены несколько образцов железнодорожной техники.

norilsk_2017_03.jpg

Экземпляров не так много, но они поддерживаются в хорошем состоянии. Посмотрим их поближе. Электропоезд постоянного тока, выпускавшийся с февраля 1957 года по июнь 1962 года на Рижском вагоностроительном заводе для железных дорог СССР. Модель ЭР1-229 версия 2.0.

norilsk_2017_04.jpg

Прицепной вагон пассажирского электропоезда СР. Они строились и эксплуатировались в СССР с 1929 года. Название серии «С» говорит о том, что электропоезда и вагоны создавались для работы на Северных железных дорогах.

norilsk_2017_05.jpg

Служебные автомотрисы АС3М. Выпускались с 1993 по 1994 гг. на Людиновском заводе. Иногда использовались для пассажирского движения на мало загруженных направлениях. Всего было выпущено 39 единиц.

norilsk_2017_06.jpg

Автомотриса двухосная служебная, 1-й тип, исполнение А, модель АС1А. Строившаяся в СССР с 1964 по 1980 на Великолукском локомотивовагоноремонтном заводе.

norilsk_2017_07.jpg

Промышленный электровоз постоянного тока IV-КП, строившийся по проекту завода «Электромотор» в ГДР заводом «Ганс Баймлер» с 1949 по 1951 гг., а немногим позже и в СССР Новочерскасским электровозостроительным заводом с 1950 по 1956 гг.

norilsk_2017_08.jpg

На пространстве бывшего СССР это была самая крупная изолированная железнодорожная сеть широкой колеи. И она же одна из самых северных железных дорог мира. После развала СССР железнодорожная сеть стала деградировать с невероятной скоростью. Первая утрата, в 1991 году в порт города Дудинка прибыли последние электропоезда. К 1996 году были прекращены практически все пассажирские железнодорожные сообщения, за исключением направлений Норильск – Аэропорт и Дудинка – Аэропорт. Их оставили из-за того, что зимой сильно переметало автодорогу и добраться до аэропорта было просто невозможно. В 1998 году пассажирские перевозки были полностью ликвидированы. В 1999 году был демонтирован контактный провод и электропоезда полностью прекратили своё движение.

norilsk_2017_09.jpg

На данный момент Норильская железная дорога входит в состав ОАО «Норильская горная компания» это тот же «Норильский никель». Сейчас транспортировка грузов осуществляется исключительно тепловозами, как в недалёком прошлом... Неизвестно, перейдут ли они на «угольную тягу» или нет, но отказаться таким крупным комбинатам от железной дороги сравни их закрытию.

norilsk_2017_10.jpg

Чуть в стороне от железнодорожного вокзала на противоположной стороне дороги находится медный завод. Помимо окружающей постапокалиптики, время от времени вокруг меня небольшими стайками снуют дикие собаки, по три – четыре особи. Скорей всего эти собаки с завода или железнодорожной станции. Приходится находиться в постоянном напряжении.

norilsk_2017_11.jpg

Несмотря на температуру воздуха около минус трёх градусов, искусственный водоём около завода парит как кастрюля. Сюда сбрасывается вода с систем охлаждения. Страшно представить себе химический состав этой водички. В воздухе явно большое содержание вредных веществ, во рту присутствует отчётливый привкус серы.

norilsk_2017_12.jpg

Немного исторической справки. После войны в 1945 году были пересмотрены и учтены уязвимые места оборотной промышленности и на основании этих данных Иосиф Виссарионович подписал постановление подразумевавшее разработку и строительство завода по переработке медной руды. Геологоразведчиками были проведены изыскания и к весне 1948 года инженерами был подготовлен проект медного завода в городе Норильске. Масштабы и скорость строительства просто поражали, 21 декабря 1949 года завод начал своё функционирование, а 22 декабря этого же года Сталину отправили первый слиток чёрной меди. На этом строительство завода не прекратилось, далее строились новые цеха и производственные помещения.

 

Самое интересное то, что отработанная руда могла быть переработана для получения других химических компонентов и материалов. На основании этого стали появляться новые небольшие заводы. Так, например, в декабре 1952 года был запущен завод по переработке отработанного шлама Медного и Никелевого заводов.

norilsk_2017_13.jpg

Стелла норильского-никеля. Она и Ленинский проспект более-менее приличные, остальное, к сожалению, приходит в упадок, как в прочем и сам завод. Оборудование устарело и сильно износилось, процент получения полезных ископаемых сократился. В дополнение к тому же система очистки от выбросов вредных веществ либо отсутствует вообще, либо так и осталась на уровне того первого проекта Медного завода разработки 1948 года. Особым экспертом в этой области быть не нужно, воздух тут действительно очень грязный, но грязный не только он, а также дома дороги улицы и дворовые территории всё очень-очень грязное. Город Норильск имеет статус самого грязного города мира.

norilsk_2017_14.jpg

От Медного завода направляемся в центр города. Эта дорога идёт от аэропорта.

norilsk_2017_15.jpg

В непосредственной близости от моста через речку Щучья проходит много коммуникаций. Они соединяют город и заводы друг с другом. Их состояние похоже на последствия какого-то техногенного взрыва. Что-то откуда-то парит, где-то шипит, старые обрезанные трубы вперемешку с действующими и так далее.

norilsk_2017_16.jpg

Пройдя чуть дальше, метров сто, видим ещё одну ветку коммуникаций. Она тоже что-то активно извергает...

norilsk_2017_17.jpg

А вот и сама речка Щучья. Даже и не знаю, что тут можно сказать... Просто какой-то постапокалиптичный пейзаж. В нижней части кадра видны ещё одни коммуникации и теплотрасса, а поверх неё идёт деревянный короб с силовыми кабелями, оптическим волокном и ещё с чем-то.

norilsk_2017_18.jpg

Въезд в город со стороны города Дудинки.

norilsk_2017_19.jpg

А вот, те коммуникации, про которые писал абзацем выше. Удивляет даже не то, что использован такой метод прокладки, скорей всего это обусловлено условиями данного места, а то с какой небрежностью уложены кабели. За свою многолетнюю практику работы в сфере связи и коммуникаций, такое вижу впервые. На заднем плане неспешно дымит Медный завод.

norilsk_2017_20.jpg 

Если направиться правее от въезда в город, то можно выйти к горе Шмидта подробно об путешествии на эту гору можно будет почитать во второй части: Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R.

norilsk_2017_21.jpg

А сейчас пройдёмся по улице Орджоникидзе к площади металлургов, а оттуда уже направимся на Ленинский проспект и далее к Гвардейской площади.

Оставляем позади круговое движение и Медный завод. Очень непривычно, всё серое…, отчасти это понимаешь…, но всё равно как-то не по себе.

norilsk_2017_22.jpg

Площадь металлургов. Торговый центр «Арена». Вот появились яркие краски. Ещё никогда не доводилось так осознанно ощутить резкую смену психоэмоционального фона. Несмотря на то, что постапокалиптика и техногенные территории меня привлекают не меньше чем всё остальное, эмоционально смена локаций произошла реально заметно.

norilsk_2017_23.jpg

Если попробовать описать другими словами, то здесь появилось ощущение какой-то защищённости и безопасности, исчезла внутренняя напряжённость, которая отвечала за постоянный контроль и мониторинг окружающего пространства.

norilsk_2017_24.jpg

Начинаю привыкать к контрасту домов …

norilsk_2017_25.jpg

Выходим на проспект Ленина — это главная улица города. Забегая вперёд скажу, что похоже это единственная улица, которую содержат в порядке и всё более-менее чисто и аккуратненько.

norilsk_2017_26.jpg

norilsk_2017_27.jpg

norilsk_2017_28.jpg

Дворовые подснежники в виде автомобилей это не редкость. Регион очень снежный и суровый.

norilsk_2017_29.jpg

Гвардейская площадь. Это историческая часть города с интересной историей. По первым планам эта площадь должна была быть не круглой, а квадратной и к ней должны были сходится пять дорог. При моделировании движения столкнулись с тем, что развести все запланированные транспортные потоки было проблематично. Вдобавок к этому архитектурные сооружения получались раздробленными. В конечном итоге сошлись на круглой площади и трёх транспортных потоках.

norilsk_2017_30.jpg

Есть очень интересные факты о том, как вообще велась стройка в районах вечной мерзлоты. До определённого времени многоэтажные дома возводились исключительно на скалах. И иной раз для этого приходилось капать котлованы до десяти - пятнадцати метров. Проведя изыскательные работы в районе будущей Гвардейская площади, выяснилось, что капать придётся аж до тридцати двух метров. Это было уже слишком много и тогда решили опробовать строительство на столбчатых фундаментах, заглубленных на шесть метров. Таким образом вечная мерзлота становилась основанием для предполагаемого строения. Первый дом по новой методике был построен в 1952 году.

norilsk_2017_31.jpg

Из-за сурового климата и хрущёвской идеологии (от слова идиот) строительство домов на Гвардейская площади затянулось вплоть до 1960 года.

norilsk_2017_32.jpg

Продолжаем наше путешествие по городу и направляемся дальше в сторону памятника Ленину.

norilsk_2017_33.jpg

Памятник В.И.Ленину был воздвигнут в день тридцатилетней годовщины со дня смерти вождя революции 21 января 1954 года. Сделан он тогда был по заказу Норильского Горно-Металлургического комбината имени А.П.Завенягина. Про данное сооружения есть небольшая историческая заметка. Монумент был установлен за семь лет до появления Ленинского проспекта и в то время памятник находился в самом центре города Норильска. Сейчас это кажется просто невероятно. Но тогда улица была длинной всего семь домов и Норильск заканчивался сразу же за кинотеатром «Родина».

norilsk_2017_34.jpg

Цель, которую я поставил на сегодня была достигнута, мне требовалось добраться до окраины города и визуально оценить гору Шмидта чуть-чуть поближе. Волновал вопрос — смогу забраться на неё или нет? На следующий день будет ещё интереснее. В планах попробовать пробраться через промзону к горе Шмидта и забраться на неё, но об этом подробно можно прочитать в следующей статье: Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб