Путешествия / Город Норильск от первого лица / Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R

В этой статье расскажу, какие бывают приключения на основной работе.

Норильск. Рабочая командировка, конец мая. Бывает так, что не всегда можно однозначно ответить на вопрос "да" или "нет". Опуская детали основной задачи, могу сказать, что очень нужны были координаты верхней точки горы Шмидта. Так как была вероятность того что гора станет помехой для реализации проекта. Интернет тут не помощник. В онлайн картах может быть слишком большая погрешность. Да и честно говоря не было интернета. С ним в Норильске туго. Скорость передачи данных такая, что проще добежать до горы и обратно. Нужно было сделать точный расчёт проекта. Вечером сходил на окраину города и ещё раз посмотрел на гору, которая может помешать реализации задуманного.

coal_mine_01.jpg

Вернувшись в номер, я принял окончательное решение забраться на вершину горы Шмидта и снять данные. По навигатору обозначил маршрут: двигаемся по Ленинскому проспекту, далее идём по улице Октябрьской и, через Заводскую улицу, выходим к горе. Ранний подъём. Позавтракав я отправился в путь. По приблизительным расчётам, до подножья горы около шести - семи километров (это где-то около полутора часов неспешной ходьбы). Не могу сказать, что прогулки по Норильску полезны для здоровья. При выходе на улицу ощущается специфический запах и привкус серы во рту. Интересный факт, вкусовые ощущения меняются в зависимости от того, с какой стороны дует ветер - то есть с какого завода с воздухом тебе прилетит частичка таблицы Менделеева.

Вышел из города и напрямик направляюсь через промзону к горе. Дорога жутко грязная, весь асфальт в жиже из черноты, как гуталин. То и дело появляются небольшие стайки одичавших собак, по три - четыре особи. Здесь я вспомнил Цхинвал. Там мне тоже как-то довелось встретиться со стаей собак… Тогда всё обошлось, но как получится сейчас, пока не понятно...

Через какое-то время навстречу мне выехала ГАЗель. Водитель остановился и поинтересовался, куда направляюсь? Я ему объяснил, что мне необходимо попасть на вершину горы, а сейчас я пытаюсь подобраться к её подножью. Он был очень удивлён моей затеи и даже пытался меня отговорить. Я объяснил ему, что вариантов нет, это рабочий вопрос, надо лезть. Тогда он сказал: «Садись, хоть подвезу». Отказываться я не стал. Развернувшись, мы поехали к горе. Вероятнее всего, здесь особо пешком никто и не ходит. По крайней мере в промышленной зоне. Минут на тридцать - сорок мой пеший маршрут до подножья был сокращён. Поблагодарив, я двинулся дальше.

Начал восхождение от Норильской обогатительной фабрики. Добрался до старой железной дороги.

coal_mine_02.jpg

Поднимаюсь дальше, ещё одна железная дорога, только сильно разрушенная.

coal_mine_03.jpg

Спустя минут пятнадцать моего подъёма, начались сюрпризы. Вышел на какую-то полуразрушенную котельную.

coal_mine_04.jpg

Первое что бросилось в глаза, это съеденные ступени металлической лестницы. Их края свисали, как размокшая бумага. Забрался на межкомнатную стену здания котельной. Кирпичная стена, сложена в полтора кирпича. В отличие от металлоконструкций она обладала хоть какой-то прочностью. И на неё можно без опаски залезть. Котельная была приличных размеров. Как минимум в два этажа. Просто непонятно существовал ли подвал или минус первый этаж. Интересный момент, все металлические элементы постройки с внешней стороны постройки покрыты жёлтым окислом.

coal_mine_05.jpg

Поднимаясь дальше, начинаешь понимать, что это постройки бывшей горнодобывающей шахты. Многое уже разрушено временем. Оказывается, здесь была угольная шахта №15 (Норильская). Работали тут наемники и заключённые из «Норильлаг»: уголовники, враги народа...
Начало истории данного места - 1920 год. Тогда группа геологов обнаружила угольные пласты. В 1948 году было завершено строительство поверхностного комплекса шахты №15 и пошла разработка.

Вид с полуразрушенной стены котельного комплекса. Здесь также можем наблюдать жёлтый налёт на металлических деталях.

coal_mine_06.jpg

coal_mine_07.jpg

Двигаемся дальше.

coal_mine_08.jpg

Немного поднявшись на гору, сделал снимок общего вида разрушенного котельного комплекса.

coal_mine_09.jpg

А это похоже на элементы главных механизмов канатной и конвейерной дороги. Поднимаясь вверх, не можешь даже себе представить, каким трудом всё было построено. А главное как поднимали все эти детали и механизмы наверх?

coal_mine_10.jpg

Вытяжка в помещении силовой установки канатной и конвейерной дороги.

coal_mine_11.jpg

Далее выходим на узкоколейку для вагонеток и идём к более-менее сохранившейся постройки.

coal_mine_12.jpg

Здесь находятся два опрокидывателя вагонеток для шахт. Каждый опрокидыватель рассчитан на одну вагонетку. Всё уже настолько заржавело и заклинило, что стало монолитом.

coal_mine_13.jpg

Проходим дальше, мимо опрокидывателей. На выходе из здания видим обрушившуюся дорогу для вагонеток.

coal_mine_14.jpg

Хочу заметить, все конструкции, находящиеся под крышей, не имеют жёлтого окисла металла. Значит это результат атмосферных осадков. Далее поднимаемся по лесенке, к которой нет особого доверия. Гидроксид железа, из которого состоит уже большинство металлоконструкций, хрустит под ногами, как-бы намекая на критический уровень опасности.

coal_mine_15.jpg

Переход, по которому рабочие направлялись в штольню. Выходим на улицу, опять желтый окисл. Он-то и разъедает металл, как термиты дерево.

coal_mine_16.jpg

Засыпанный вход в саму штольню. Хорошо, что засыпали. А-то бы я не отказался хоть чуть-чуть заглянуть туда.

coal_mine_17.jpg

Поднимаюсь на гору еще выше. Жутко усилился ветер. Тепло из-под одежды выдувает со страшной силой. Чувствуется изморозь. Фотоаппарат стал мокрым. Сделав ещё одно фото, я убрал технику под куртку.

coal_mine_18.jpg

Стало очень холодно. Небо начало затягивать серыми облаками.

coal_mine_19.jpg

Сугробы стали глубже. Несмотря на высокие и плотно зашнурованные ботинки, снег всё равно попадает внутрь обуви. Я уже перестал его пытаться вытряхивать из ботинок. Большой соблазн всё бросить и вернуться назад. Ветер настолько сильный, что кажется, сдует со склона горы. Холод усилился.

coal_mine_20.jpg

Не смотря ни на что, всё-таки я достиг вершины. Очень сложно было зафиксировать показания GPS приёмника. Изморозь мгновенно осаждалась на дисплее, и он переставал корректно реагировать на касания. Спустя какое-то время, всё получилось! Теперь можно и вниз! Впереди за белой пучиной - Норильск.

coal_mine_21.jpg

Спуск, на самом деле сложнее, чем подъём. Особенно, когда тебя подталкивает ветер, а нужно удерживать равновесие и не упасть. Это нужно учитывать. Для меня подобные восхождения и спуски не впервые, поэтому не составило особого труда медленно двигаться вниз. Планирую двигаться, по направлению к району «Хвостохранилища». Ну и название! Буду возвращаться другим маршрутом. Не хочу испытывать судьбу и «дружелюбность» собак, которые утром ко мне были благосклонны.

coal_mine_22.jpg

Спускаюсь. Пейзаж не сильно поменялся. Но посмотрите, как стало затягивать город выбросами с медного завода! Реальный прототип видов как в игре S.T.A.L.K.E.R . Кто играл, тот поймёт.

coal_mine_23.jpg

Полуразрушенный ленточный конвейер. Снега по пояс, еле пробираюсь. Как хорошо, что в отеле меня ждёт запасной комплект одежды.

coal_mine_24.jpg

Ещё какое-то сооружение. К нему я подходить не стал, не по пути. И так уже весь промок, и достаточно подмёрз.

coal_mine_25.jpg

Щелочной аккумулятор, от какого-то аварийного источника питания.

coal_mine_26.jpg

Очередной техногенный пейзаж. Никелевый завод.

coal_mine_27.jpg

Двигаюсь дальше, мимо ленточного конвейера. Сбоку от меня промежуточный корпус конвейера. На нём в кирпичной кладке выложен 1949 год. Все эти постройки были выполнены руками заключённых узников.

coal_mine_28.jpg

В конечном итоге, ленточный конвейер заканчивается внизу, на углесортировке. Там уже работали наёмные рабочие.

coal_mine_29.jpg

Мой маршрут за этот день составил около 14 километров, два из них на автомобиле, остальное пешком.

coal_mine_30.jpg

Красным периметром обозначил примерное расположение территории, где содержались заключенные лагеря «Норильлаг». Это практически единственная зелёная территория, удобренная продуктами жизнедеятельности самих узников.

coal_mine_31.jpg

Найдены две фотографии места расположения лагеря. Одна ориентировочно 1947 года. На ней видно часть того самого лагеря «Норильлаг».

coal_mine_34.jpg

Год съёмки второй неизвестен.

coal_mine_33.jpg

Схема лагеря с обозначениями.

coal_mine_35.jpg

Вот такое у меня было приключение.

Lead Pepelats
28 апреля 2017 / 09:42
Супер интересно!
С нетерпением ждём уже анонсированную заметку "Город Норильск - без цензуры".
vinserg
4 мая 2017 / 22:05
А это видео с подъёмом
https://www.youtube.com/watch?v=jxX_BN1R5sU&t=1125s&list=PLlWI7QFXjmth97tzRDslgxXdfD7Y4RE4T&index=5
Ростислав (Гость)
12 июня 2017 / 18:56
В детстве несколько раз с друзьями залазили на Шмидтиху . Даже скатывались с неё . Сейчас вот с очень сильной ностальгией посмотрел это видео и другие снятые о Норильске видео . Раньше мечтал уехать из Норильска . Сейчас мечтаю приехать . В первом видео о дороге из аэропорта в Норильск мысленно был в этом автобусе .
vinserg
13 июня 2017 / 13:04
Спасибо за комментарий, я рад что информация востребована.
Олег (Гость)
6 сентября 2017 / 21:07
Уважаемый Автомотогараж, приветствую вас! Вот уже год ( с осени 2016 года), как я, совершенно случайно наткнувшись на ваши видео, гуляю и гуляю по городу моего детства. Я вам безмерно благодарен за эти прогулки! Одевая наушники и отключившись от семейных звуков (телевизор, разговоры домашних) я с упоением, в который раз путешествую по родному городу.
С 1979 года я не в Норильске. Судьба занесла меня в Украину. Сначала, при Союзе я даже был очень рад этому. После же развала Страны, а тем более сейчас, в безумные "незалежные" времена, мне душно и одиноко в этой, некогда мирной и процветающей республике. Никакие красоты южной мягкой природы, тёплый климат и цветущие сады так и не заменили мне то чувство счастья и осознавание пребывания на своей Родине, которые я испытывал при жизни в Норильске.
Вы не поверите, но те облезлые фасады и пустые дворы с почерневшими сугробами совершенно не пугают и не отвращают меня. Наоборот, всё это мне бесконечно дорого!
С нетерпением жду ваших новых прогулок по дворам и улицам Норильска. Жаль, что их давно нет! Надеюсь, что они появятся. И, небольшая просьба. Не сокращайте, пожалуйста свои видео. А то самые интересные места иногда выпадают.
Благодарю вас ещё раз! Всего доброго! Пишите, если что.
Олег.
Ростислав (Гость)
6 сентября 2017 / 21:59
Да, Олег ,без каких то накручиваний и выдумок Норильск и для меня родной город .
vinserg
8 сентября 2017 / 09:44
Всем доброго дня! Спасибо за комментарии. Я очень рад что труды не пропали даром. Изначально я даже думал, зачем я столько наснимал? Но потом собрался и смонтировал. В город Норильск я попал случайно, послали в командировку. Если мне доведётся быть там ещё, то обязательно ещё сниму видео. На самом деле съемку вести в таком виде решил спонтанно. Просто была с собой камера вот её изредка и включал. Материал практически не резал. Снимал кусочками. Знал бы, что на столько окажется востребованным материал, который я снял, то наснимал бы действительно больше. Есть ещё много фотографий Норильска постараюсь не затягивать с написанием статьи.
Сергей
Ростислав (Гость)
8 сентября 2017 / 13:00
Плохо то что понимание пришло после того как уехал. Всё-таки дорог для души Норильск. Спасибо за Ваш труд!
vinserg
8 сентября 2017 / 13:19
Может ещё доведётся побывать ...
Олег (Гость)
9 сентября 2017 / 00:04
Сергей, приветствую вас!
Видите, как всё интересно получилось :-) Не думали, не гадали, а видео ваши получились замечательными! Сколько не смотрел я подобных материалов о Норильске самих норильчан - всё не то. То просто двор или улицу снимут, то просто поставят камеру на одно место и снимают проходящих людей и проезжающие авто. Или просто выкладывают то, что снял видеорегистратор. Вашего же метода не применил в полном объёме ещё никто. Приезжайте в Норильск ещё и снимайте. Всего вам доброго!
С уважением! Олег.
Ростислав (Гость)
9 сентября 2017 / 14:38
Железнодорожный вокзал .Зайти бы снова
Олег (Гость)
9 сентября 2017 / 17:54
Эх, Ростислав, там не только ж/д вокзал ;-) Там столько всего интересного за кадром осталось!
Ростислав (Гость)
9 сентября 2017 / 23:30
Там остались моё детство , юность .Жил в Норильске с рождения , сейчас мне 53 .Уехал из Норильска в 1996 .Даже не предполагал что буду с очень сильной ностальгией вспоминать Норильск .Мы в отпуск поначалу ездили с ЖД вокзальчика на Октябрьской площади .Да и большинство норильчан начинали свой отпускной путь с ЖД вокзальчика на Октябрьской .Сейчас его уже нет и даже уже как я знаю и электричка с Норильска до аэропорта не ходит .Всё таки Норильск имеет притягательную силу .Я бы сейчас съездил но билеты дорогие , надо ехать всей семьёй .Жил я на Бегичева 13 , ходил в 14 школу .потом учился в ГПТУ 58 на электрика .Работал на предприятии Стройдеталь .Оконные блоки в основном делали Cейчас живу в Липецке .Кстати на Украине у меня много родственников и отец живёт
Олег (Гость)
10 сентября 2017 / 11:30
Ростислав, мы с вами практически ровесники, мне 55. Сначала мы жили на Севастопольской, около старого Драмтеатра, потом переехали на Ленина, 27, около "Вареничной", а с 1974 года мы проживали на Ленина, 38, в доме, где была "69 Параллель". Учился в 3-й школе, что на Советской. В 1979 году уехал с семьёй из Норильска. У нас с вами, Ростислав, должно быть много общих воспоминаний о Норильске 70-х ;-)
Ростислав (Гость)
10 сентября 2017 / 21:24
вполне вероятно даже что где нибудь и пересекались наши пути .Например в кинотеатре Ленина или 60 лет Октября на каком нибудь сеансе фильма с участием Бельмондо или Пьера Ришара .
БОМЖ БОРЗОЙ РУМЯНЦЕВ (Гость)
8 апреля 2019 / 01:48
УвекаВЕЧИть ПАМЯТЬ О ТЕХ ВСЕХ
БЕДО_ЛАГАХ ГОРЛАГА :
ВОЗМОЖНО ДАЖЕ В ЭТИХ МЕСТАХ,
ГДЕ ШЕЛ АВТОР, СТУПАЛ
ПОХОДКОЙ ЛЬВА САМ
ЛЕВ ГУМИЛЕВ,
ПРЫГНУВ ИЗ БЕССМЕННОГО БАРАКА
ГОРЛАГА В БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
И ДО РЕЙСТАГА ДОШАГАЛ!!!
УСПЕХА И ПРОДОЛЖАТЬ СРАЖЕНИЕ
С ПРИРОДОЙ СУРОВОГО СЕВЕРА!!!
КАТОРЖАНАМ БЫЛО В СТО РАЗ
ОПАСНЕЕ И СЛОЖНЕЕ.
С АРЕСТАНТСКО-КАТОРЖАНСКИМ
ПРОТЕСТАНТСКИМ УВАЖ_ЖЖЕНИЕМ
АЛЕКСАНДР РУМЯНЦЕВ
ЛИЦО "БОМЖ БОРЗОЙ"?!...

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб