Путешествия / Из крайности в крайность. Калининград – Магадан. / Калининград. Музей Мирового океана. Советская подводная лодка Б-413.

Продолжение. Третья часть. Предыдущие части описания поездки «Калининград – Магадан» доступны по ссылкам ниже:
- Москва - Санкт-Петербург. Прикольная гостиница на улице Гороховая;
- Калининград. Гостиница «Москва». НИС «Космонавт Виктор Пацаев».

Сразу же после научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» идём смотреть подводную лодку Б-413 проекта 641 (по классификации НАТО «Foxtrot»).

kaliningrad_052.jpg

Это советская дизель-электрическая подводная лодка, спущенная на воду в 1968 году. Её длинна составляет 91,3 метра, наибольшая ширина корпуса 8,5 метров. Рабочая глубина погружения 250 метров, предельная — 400 метров, надводная и подводная скорости почти не различаются, и составляют 16 узлов (при перечёте получается около 30 км/ч). Экипаж 80 человек, из них: 13 офицеров, 11 мичманов, 16 старшин и 40 матросов. Лично побывав на этом судне, не понимаю, как они все в нём могли разместиться, особенно это касается спальных мест. Автономность подводной лодки Б-413 составляет 90 суток.

Данная подводная лодка состоит из семи отсеков. Экскурсия по объекту начинается с первого – торпедного отсека. На лодку попадаем через люк для погрузки торпед и провизии. Также, этот люк может быть использован для спасения экипажа при возникновении аварийной ситуации. Не зря у первого отсека имеется дополнительный статус – «спасательный отсек - отсек живучести». И здесь не только люк может быть спасением, лодку можно покинуть, протиснувшись через шахту торпеды. Спустившись в отсек, от обилия оборудования и различных устройств глаза просто разбегаются. Нет ни одного маломальского свободного участка, где не было что-нибудь прикручено или там не проходили коммуникации.

kaliningrad_053.jpg

Люки торпедных аппаратов имеют жёлтую окраску с нанесёнными на них звёздами. На подводной лодке десять торпедных аппаратов. Шесть расположено в носовой части и четыре в кормовой. Боезапас составляет 22 торпеды. По мимо торпед в боезапас могут входить морские мины.

kaliningrad_054.jpg

Каждая подводная лодка вне зависимости от модели оснащена сложной и рассредоточенной по всему судну пневмосистемой, которая отвечает за живучесть всего судна. В самом низу, рядом с торпедными отсеками, размещены баллоны с воздухом высокого давления (ВВД). Их рабочее давление составляет 200 килограммов на квадратный сантиметр. Это действительно достаточно высокое давление. Данный запас воздуха нужен на случай аварии и поддержания систем в рабочем состоянии. Современные подводные лодки уже имеют давление в баллонах ВВД до 315 кг/см2.

kaliningrad_055.jpg

В носовом отсеке представлен образец противокорабельной торпеды 53-65к. Разработка торпед серии 53-65 началась в шестидесятых годах. По ходу модернизации и усовершенствования их было сделано 18 разновидностей. Первая модификация торпеды 53-65 была принята на вооружение в 1965 году, а 53-65к в 1969 году. Длина торпеды составляет 7,945 м., диаметр 533 см., средний (зависит от модификации) вес 2070 кг. Максимальная скорость до 68,5 узлов (около 125 км/ч). Дальность до 22 километров.

kaliningrad_056.jpg

Так выглядит торпеда, установленная в шахту. От самопроизвольного пуска торпеда имеет пять уровней защиты:
- запирающие вентили на блоке клапанов, открываются вручную перед пуском,
- стопоры гребных винтов, демонтируются после помещения торпеды в шахту,
- стопор на замедлителе, демонтируется после помещения в торпедный аппарат,
- машинный кран, открывается автоматически специальным захватом при пуске в момент выхода торпеды из шахты.

kaliningrad_057.jpg

Продвигаемся во второй отсек. Переход напоминает космическую станцию, и, если добавить чуток невесомости, то можно представить себя космонавтом.

kaliningrad_058.jpg

На каждом люке на случай аварийной ситуации имеется памятка для подачи сигналов. Сигналы подаются путём нанесения ударов металлическим предметом по люку или по несущим элементам подводной лодки. Называется данный вид связи — перестукивание. На поверхности люка отображены не все сигналы, а только чрезвычайные. Вообще, каждый матрос и офицеры их знают наизусть, но на случай паники или шокового состояния имеется графический дубликат. К данного вида связи прибегают, когда остальные средства вышли из строя или по каким-то причинам недоступны.

kaliningrad_059.jpg

Второй отсек – «жилой», в нём расположены каюты командира и офицеров, а также офицерская кают-компания. По технической части второй отсек включает в себя систему кондиционирования судна, гидроакустическую рубку, но главное, с технической стороны второй отсек считается аккумуляторным. Аккумуляторы расположены под палубой состоят из двух групп. За их внешнем состоянием можно следить через стеклянный люк в полу.

kaliningrad_060.jpg

Офицерская кают-компания по совместительству библиотека, столовая и операционная. Данное помещение доступно для посетителей.

kaliningrad_061.jpg

Переходим в третий отсек.

kaliningrad_062.jpg

Третий отсек – «центральный пост», он тоже имеет статус отсека живучести. Здесь разместились штурманская рубка и носовой гирокомпас, рубка радиометристов, пост управления вертикальным и горизонтальным рулями, боевые посты и ещё много чего другого, всего непречислить.

kaliningrad_063.jpg

Одного оборудования здесь столько, что диву даёшься. Это вполне объяснимо, так как здесь сосредоточены основные приборы и механизмы управления судном, в том числе здесь находится система аварийной продувки главного балласта.

kaliningrad_064.jpg

Не выходя из третьего отсека, по специальной лестнице поднимаемся в боевую рубку.

kaliningrad_065.jpg

В рубке размещены: пост управления вертикальным рулём, два перископа (командирский и зенитный), дубликат гирокомпаса и ещё некоторые приборы. Вообще никогда не задумывался о том сколько на подводной лодке оборудования, приборов и органов управления. Конечно всё это в одной статье описать просто невозможно. Поражаешься всему этому от отсека к отсеку.

 

При открытом рубочном люке по специальному трапу можно выйти на мостик. В боевой рубке имеются два места для членов экипажа, одно место для командира, который находится тут во время всплытия, погружения и ведения боя, и второе — для рулевого вертикальщика.

Неотъемлемой частью посещения боевой рубки является возможность заглянуть в перископ.

kaliningrad_066.jpg

Далее направляемся в четвёртый отсек, его статус кормовой аккумуляторный – жилой. Здесь находятся каюта замполита, по совместительству она же рубка радиоразведки и шифровальная, каюта старшего механика, каюта старшин она же столовая старшин, камбуз и рубка радистов.

kaliningrad_067.jpg

Вот как раз и камбуз. Если вдруг кто не знает, камбуз — это помещение на судне, которое имеет статус кухни.

kaliningrad_068.jpg

Помещение просто крошечное, повару не позавидуешь. Хотя правильное название судового повара – кок.

kaliningrad_069.jpg

Переходим в пятый отсек – «дизельный». Здесь размещены три дизельных двигателя модели 2Д42М, каждый силовой агрегат выдаёт по 2000 лошадиных сил. Кроме них есть ещё два дизель компрессора. При входе в отсек попадаем на главный пост управления дизельными установками.

kaliningrad_070.jpg

Сразу за постом управления находится машинное отделение. Помимо вышеперечисленного здесь еще находится оборудование вентиляции и часть системы кондиционирования воздуха всего судна.

kaliningrad_071.jpg

Сколько ходишь по подводной лодке не перестаёшь удивляться сложности всех коммуникаций – это действительно техническое искусство!

kaliningrad_072.jpg

Шестой отсек – «электромоторный». Здесь размещены электродвигатели трёх главных винтов, мотор экономхода. Также здесь находятся система опреснения воды и душевая.

Седьмой отсек – «кормовой торпедный - жилой». Также, он имеет статус отсека живучести – убежище. В данном отсеке находится кормовой гирокомпас и четыре торпедных аппарата. Место для размещения запасных торпед тут не предусмотрено, вместо них размещены койки матросов. Также здесь продублирован пульт управления рулями. В свободное время этот отсек оснащался кинопроектором, и он превращался в кинозал. Как и первый отсек, так седьмой тоже имеет аварийный люк, через который мы и вышли на улицу.

kaliningrad_073.jpg

Только после посещения настоящей подводной лодки понимаешь, насколько это сложная конструкция. Даже как разработчику и техническому специалисту, мне не просто представить все масштабы чертежей, которые пришлось создавать перед тем, как заводы и предприятия принялись за работу.

В непосредственной близости от подводной лодки представлена экспозиция различных морских мин.

kaliningrad_074.jpg

Есть якорные контактные мины, якорные контактные противодесантные, авиационные, донные акустико-индукционные мины, авиационные якорные, акустико-индукционные и другие.

kaliningrad_075.jpg

После музея Мирового океана нельзя было не посетить Кёнигсбергский кафедральный собор, но к тому времени он уже был закрыт. Музей собора работает ежедневно с 10:00 до 18:00 по местному времени. Чтобы посетить концертный зал необходимо заранее промониторить афишу. Последний сеанс обычно начинается в 17:00 – 18:00 часов, зависит от дня недели или праздничных дней.

kaliningrad_076.jpg

Около кафедрального собора есть макет – бронзовая миниатюра Кёнингсберга 1930 года. Масштаб 1 : 200. На данное произведение ушло 120 килограммов бронзы. Здесь представлены: Королевский замок, Кафедральный собор, университет Альбертина, Кенигсбергская биржа, Драматический театр. Макет выполнен по довоенным эскизам и фотографиям.

kaliningrad_077.jpg

На следующий день мы снова направились решать рабочие вопросы. В ожидании автомобиля обратил внимание на пожарный гидрант, торчащий посередине тротуара. Это довоенный экземпляр.

kaliningrad_078.jpg

Во второй половине дня, завершив намеченные работы, мы прибыли в город. В Москву возвращаемся вечерним рейсом, следовательно, у нас есть пара часов на то, чтобы ещё немного прогуляться по городу и приобрести немного сувенирчиков для друзей и родных.

Улица проспект Мира дом 4, Калининградский областной Драматический театр.

kaliningrad_084.jpg

Улица Грекова, здание Верховной дирекции почты, построено в 1914 - 1916 годах. На текущий момент здесь располагается Штаб Балтийского флота. Во время войны здание полностью сгорело, остались лишь стены фасадов.

kaliningrad_085.jpg

Если пройти чуть далее по улице Грекова, то прямо напротив дома номер два, установлена скульптура «Борющиеся зубры». Это работа немецкого скульптора Августа Гауля. Отлита в 1911 году, установлена в 1912 году. Фигуры двух мощных самцов созданы в натуральную величину. Быки без потерь и повреждений пережили Вторую Мировую Войну. Поскольку скульптура расположена напротив здания Верховного Суда, то жители города негласно это сооружение называют «Прокурор и Защитник».

kaliningrad_086.jpg

По пути к площади победы попалось ещё одно колоритное здание на улице Советский проезд дом 3/5. Построено оно в 1912 году для полицейского президиума. С 1933 года по 1945 в здании располагалось управление Гестапо. После Второй Мировой войны и до 1991 года здесь сперва располагались НКВД, а затем КГБ. На данный момент здесь располагается управление ФСБ Калининградской области.

kaliningrad_087.jpg

На площади победы есть Кафедральный собор Христа спасителя. Построен он в 2006 году. Рядом с собором в 2010 году был построен небольшой храм, созданный в том же стиле.

kaliningrad_079.jpg

Собор имеет шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа.

kaliningrad_080.jpg  kaliningrad_081.jpg

Звонница храма состоит из 13 колоколов. Вес самого большого составляет 14 тонн.

kaliningrad_082.jpg

Пройдясь по городу в поисках оригинальных сувениров, был разочарован — кругом дешёвая продукция из поднебесной. Видимо знаний о Калининграде ещё нужно поднабрать. Забегая вперёд скажу, что всё-таки кое-что прикупить удалось в аэропорту. Это были марципановые сладости, сделанные по старинным немецким рецептам. Ближе к отелю, перед тем как взять вещи и отправиться в аэропорт, зашёл в супермаркет. Ещё по приезду там приметил оригинальное чешское пиво. Вот и решил таким образом с оригинальничать и привезти из дальних странствий друзьям и знакомым заморского напитка.

kaliningrad_088.jpg

Распихав банки по багажу отправился в аэропорт. На некоторых улицах Калининграда сохранилась брусчатка.

kaliningrad_089.jpg

Всё-таки Калининград — это уникальный город с интересной историей, которую не уничтожили и не похоронили в обломках Второй Мировой войны, а, по возможности, восстановили и на текущий момент обеспечивают сохранность. И главный момент, который хочется отметить, что не растоптаны имена немецких архитекторов, скульпторов, деятелей искусства и просто граждан Германии, которые стремились к мирной жизни. Им не приписывают злодеяний, после которых обычно ставится цель стереть их из истории или перенести в разряд преступников и злодеев. В этом плане многим европейским государствам стоило бы поучиться.

kaliningrad_090.jpg

До аэропорта осталось всего 15 километров.

kaliningrad_091.jpg

Где-то через четыре часа буду дома. В Калининград однозначно стоит вернуться …

Продолжение следует. Предыдущие части данной поездки:

Москва - Санкт-Петербург. Прикольная гостиница на улице Гороховая;
Калининград. Гостиница «Москва». НИС «Космонавт Виктор Пацаев».

Ещё статьи про командировки:

Рабочая поездка в Цхинвал. Декабрь 2011. Рокский тоннель. История грузино-южноосетинского конфликта.
- Город Цхинвал после войны. Нацизм руками американцев.
- Прогулка по заброшкам Цхинвала. Дорога домой.

- Город Норильск - без цензуры. На пороге апокалипсиса.
-
Норильская заброшенная угольная шахта №15 S.T.A.L.K.E.R
-
Чуть-чуть о работе, или Зачем я туда полез

- Рабочая поездка в Салехард. Выставка ледяных скульптур «Полярная рапсодия».
- Город Салехард. Красота ледяного города.

- Посёлок Толька
- Заброшенный - полузатопленный танкер (сухогруз)
- Заброшенный лесозавод (лесопилка, пилорама)
- Покинутый хоздвор

- Красноярский край. История одного маршрута.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб