Путешествия / Из крайности в крайность. Калининград – Магадан. / Калининград. Гостиница «Москва». Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев».

Продолжение. Часть первая тут: Москва - Санкт-Петербург. Интересная гостиница на улице Гороховая.

Историческая заметка. Здание гостиницы «Москва» сегодня имеет адрес: Россия, г. Калининград, улица проспект Мира, дом 19, а вот ранее (до 1946 года) адрес был иным: Deutschland, Königsberg, Hufenаllee, 19–21. История присоединения Калининградской области к России трагична, но это только часть расплаты, которая к сожалению, никак не может быть соизмерима с тем количеством погибших советских людей и общего нанесённого стране ущерба.

Ключевые даты тех событий. Операция по ликвидации нацистских войск из Восточной Пруссии началась 13 января 1945 года. Сам штурм Кёнигсберга начался 6 апреля 1945 года и был закончен 9 апреля, когда по городскому радио на немецком и русском языках было сообщено о капитуляции. Но на этом ликвидация вражеских войск закончена не была. 17 апреля советские войска отбили город Фишгаузен (ныне Приморск), а 25 апреля и порт города Пиллау (ныне Балтийск). До решения Потсдамской конференции в августе 1945 года, Восточная Пруссия считалась оккупированной территорией. После принятия окончательного решения, разделив, её части включили в состав Польши и СССР. Так с 4 июля 1946 года Кёнигсберг на законных основаниях был переименован в Калининград.

Но вернёмся к зданию гостиницы. Возведение этого объекта выполнялось в интересах немецкого страхового общества «Nordstern», что в переводе означает «Северная звезда». Архитекторы Зассник и Ляйдинг взялись за проект в начале 1930 года. На постройку здания ушло шесть лет, все работы завершили только в 1936 году. Первый этаж здания занимало непосредственно страховое общество, здесь был офис и промышленные помещения, а верхние этажи были жилыми, в них размещались сотрудники этой компании.

Во время войны город Кёнигсберг был неоднократно подвергнут бомбардировкам. Первый штурм был в 1944 году, тогда английская авиации нанесла наибольший урон городу и, то ли по стечению обстоятельств, то ли из-за того, что здание не отличалось какой-то изысканной архитектурой (в отличии от других объектов), оно почти не пострадало.

kaliningrad_01.jpg

Второй штурм был в апреле 1945 года. После войны здание решили отремонтировать и провести реставрационные работы. Была восстановлена разрушенная кровля, заменены все окна и сделан ремонт внутри. Только вот с фасадом дела обстояли не так просто, так как он был выполнен из клинкерного кирпича имевший в свою очередь глянцевый наружный слой. Но чуть позже и эту задачу решили.

kaliningrad_02.jpg

Первых постояльцев гостиница «Москва» приняла 19 сентября 1952 года, и с тех пор не меняла своего профиля.

kaliningrad_03.jpg

Под адресной табличкой имеется информационная, где есть данные об архитекторах и годе постройки.

kaliningrad_04.jpg

Далее, с рабочим визитом мы направились изучать Калининградскую область. Временами по дороге встречали небольшие нефтяные вышки - насосы. Как чуть позже выяснилось, оказывается Калининградская область богата природными ресурсами, особенно: углеводородным сырьём (природным газом, газовым конденсатом и нефтью). К настоящему времени на суше и в акватории разведано уже более 25 месторождений, на 19 из них ведется добыча.

kaliningrad_05.jpg

kaliningrad_06.jpg

Посетили город Гвардейск (до 1946 года он именовался как Тапиау). Во время войны Гвардейск практически не пострадал. До девяносто процентов зданий тут оригинальные, за исключением некоторых доработок и переделок.

Гвардейск, площадь Победы.

kaliningrad_07.jpg

kaliningrad_08.jpg

Город Гвардейск полон архитектурных памятников и мемориалов, но так как мы тут были практически проездом погулять и посмотреть особо не удалось.

kaliningrad_09.jpg

Также практически проездом, были в городе Светлом. До 1947 года, но имел название Циммербуде. Это промышленный и достаточно молодой город, наверное, поэтому он и выглядит как совершенно обычный городок без каких-либо выделяющихся сооружений и изысков.

kaliningrad_10.jpg

Здесь есть порт, предприятие по добычи и переработки рыбы, судоремонтное предприятие, завод по производству строительных металлоконструкций, нефтебаза, завод по производству мостовых кранов и опор и ещё много чего другого. Даже как-то не верится, что такой небольшой городок имеет такие промышленные мощности.

kaliningrad_11.jpg

По завершению запланированной программы этого дня, мы вернулись в Калининград. Поскольку ещё было не так поздно, то можно спланировать вечер с пользой для общего развития и что-нибудь посетить.

Улица Ленинский проспект.

kaliningrad_12.jpg

Пока пешком направлялись к гостинице, можно было ознакомиться с городом по ближе.

kaliningrad_13.jpg

kaliningrad_14.jpg

Сквер с фонтаном у памятника Шиллеру.

kaliningrad_15.jpg

А вот и сам памятник. Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер – немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач. Проходя мимо него, закралась мысль, некоторые государства (посмотрите на территорию бывшей Украины), на уровне правительства культивируют уничтожение памятников, достопримечательностей, стелл и всё что может хоть как-то бы связано с государством, с которым имеется разногласия и противоречия. А здесь, к примеру, стоит знак памяти немцу и за ним ухаживают русские люди. Пора бы некоторым странам перенимать положительный опыт и выбросить мусор из головы, который им так активно продолжают впихивать...

kaliningrad_16.jpg

Стадион «Балтика». Его история начинается ещё с 1800 года. С того времени он неоднократно менял своё название.

kaliningrad_18.jpg

Исход вечера определён.

kaliningrad_17.jpg

Цель посетить научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» и советскую подводную лодку Б-413. Они отшвартованы на набережной Калининграда в музее Морского океана.

kaliningrad_20.jpg

И вот мы уже на набережной, изучаем режим работы музейных объектов. Оказывается, здесь столько всего! Можно посетить не только достопримечательности, найденные нами в интернете, но и много что другое.

kaliningrad_21.jpg

Вообще, по набережной можно просто неспешно прогуляться и без покупки билетов. Открытых экспонатов предостаточно. Здесь можно ознакомиться с целой линейкой различных конфигураций якорей. Большинство из них сделаны в единственном экземпляре.

kaliningrad_19.jpg

Также здесь представлены всевозможные плавающие знаки навигационного оборудования, в простонародии буи. Их устанавливают, как ориентир мест подводных препятствий, обозначения направления судового хода и так далее.

kaliningrad_22.jpg

На некоторых из них имеются заводские шильдики. Данный буй к примеру, принадлежал воинской части 99318, его вес аж три тонны. Сделан он в СССР.

kaliningrad_23.jpg

Буй это не простой сверху он имеет специальный конструктив, который в свою очередь имеет достаточно сложное название. Информационной таблички не было и, если я не путаю, то это навигационный радиооптический уголковый отражатель направленного действия со светоотражающими гранями.

kaliningrad_24.jpg

Следующий экземпляр буй навигационный светящийся. Сделан он в Германии в период с 30 по 40 годы. Такого типа буи могут иметь разную раскраску, которая предопределяет его назначение и соответственно диктует конкретные правила. В данной окраске буй означает «Основной фарватер проходит справа». Тут даже вспомнилось обучение, которое было почти десять лет назад в ГИМС.

kaliningrad_25.jpg

Ещё один объект который привлёк внимание это закрытая спасательная шлюпка «Крузерштерн». Подобного типа шлюпки стали строить, начиная с 1970-х годов. Тогда же стали и комплектовать ими суда. На сегодняшний день каждое большое судно имеет подобные спасательные средства, да и не одно. С семидесятых годов конструктивно оно не изменилось и выпускается по настоящее время. Вместимость спасательного судна «Крузерштерн» составляет 28 человек.

kaliningrad_26.jpg

Так, неспеша, мы провели двадцать минут до начала экскурсии по научно-исследовательскому судну «Космонавт Виктор Пацаев».

Наверное, будет неправильно начинать обзор объекта, не сказав самого главного, что это была целая серия судов, состоящих из четырёх штук: «Космонавт Виктор Пацаев», «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский». Суда этой серии спроектированы и построены в Ленинграде. За основу проекта взяли типовые лесовозы, которые уже ходили несколько лет по морям и океанам. От оригинальных конструкций этих судов остались только корпуса и главные энергетические установки. Строительство осуществлялось в период с 1975 по 1979 года. Всего четыре года!!! Первым было сделано судно «Космонавт Владислав Волков» и ушло оно в рейс 18 октября 1977 года. Затем в 1978 году были завершены работы над суднами «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Георгий Добровольский» они ушли в рейс 15 марта и 14 октября соответственно. А 19 июня 1979 года отправилось в след за остальными судно «Космонавт Виктор Пацаев». Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был невероятным прорывом в истории космического флота, аналогам которого не было даже и близко. Причём подобное до сих пор никто не повторил.

 

Теперь рассмотрим судно «Космонавт Виктор Пацаев» подробнее. Данное судно было насыщено новейшими по тому времени средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и многим другим. Оно выполняло роль плавучего пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами. В период с 1979 по 1994 годы судно совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами: "Салют-6", "Союз-34", "Союз", "Прогресс", "Салют-7", "Молния", "Союз-Т5", "Союз-Т8", "Союз-Т9", "Союз-Т10", "Союз -Т11", "Прогресс-24" и др.

kaliningrad_27.jpg

Судно носит имя этого легендарного человека не спроста, заслуг очень много и к ним добавляется его трагическая судьба. Виктор Иванович Пацаев родился 19 июня 1933 в городе Актюбинске, Казахская ССР. Это первый в мире астроном, работавший за пределами земной атмосферы. Он трагически погиб 30 июня 1971 при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки «Союза-11». Герой Советского Союза посмертно.

Поскольку судно посвящено лётчику-космонавту СССР Пацаеву, то здесь закономерно разместили несколько экспозиций связанных с его биографией, космической деятельностью и некоторыми бытовыми атрибутами с космических кораблей.

kaliningrad_28.jpg

Космические экспозиции разместились в салонах отдыха. Здесь также есть личные вещи, реликвии от Алексея Леонова.

kaliningrad_29.jpg

В музее есть витрина, которая посвящена НАЗам (носимый аварийный запас).

kaliningrad_30.jpg

А это космическая кухня: тюбики, консервные банки, пакетики и так далее.

kaliningrad_31.jpg

Есть много документов относящиеся к биографии Виктора Ивановича: конспекты, диплом, свидетельства и так далее.

kaliningrad_34.jpg

Вернёмся к судну и рассмотрим технические характеристики. Длинна его почти 122 метра, ширина 17 метров, водоизмещение 6360 тонн. Осадка судна 6,6 метра. Мощность двигательной установки составляет 5200 лошадиных сил. Скорость составляет 14,7 узлов в час, что равнозначно 27 километрам в час.

kaliningrad_35.jpg

Главная энергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200 кВт. Дополнительная электростанция предназначена для питания научно-технического оборудования экспедиции и состоит она из трёх дизель-генераторов мощностью по 630 кВт. Также имеется аварийная электростанция, включающая в себя один дизель-генератор мощностью 100 кВт.

kaliningrad_37.jpg

Экипаж составлял 60 человек, научные сотрудники 77 человек. На борту судна находились около 25 лабораторий.

kaliningrad_39.jpg

Автономность судна по запасам провизии составляет 90 суток, по запасам воды - 30 суток. Судовые запасы: топливо 1440 т, смазочные масла 30 т, питьевая и мытьевая вода 600 т. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16 000 миль или 25 750 километров.

kaliningrad_38.jpg

Космические и специальные системы. Научно-исследовательское судно оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры. Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов. Главная космическая антенна состоит из четырех секторов параболических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую конструкцию.

kaliningrad_41.jpg

Её ещё ласково называют «ромашка». Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны и пеленговать спутник. Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника.

kaliningrad_42.jpg

Система стабилизации антенны учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 тонн. Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. Другие антенны размещены на баке, верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте. Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения.

kaliningrad_40.jpg

Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне. Обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина. Последовательность передачи информации следующая: космолет - научно-исследовательское судно - связной спутник - Центр управления полетом. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специализированных машин цифрового и аналогового типов. В связи с этим система привязки на судне «Космонавт Виктор Пацаев» значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота. В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигационных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны. Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным KB- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд.

На фото ниже открытый бассейн.

kaliningrad_44.jpg

Ещё в июле 2016 года приказом министра культуры РФ судно было внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения. До сегодняшнего дня это спасло его от уничтожения, однако до сих пор вопрос шаткий, так как нет организации, которая могла бы взять его на баланс. Самое интересное, что судно и сейчас может использоваться по основному назначению — для обеспечения приема телеметрической информации при выведении космических аппаратов, а также для связи с МКС. Судну необходим ремонт и докование, на эти цели нужно более 150 миллионов рублей. Средств на его проведение и обслуживание недостаточно, вопрос о сохранении корабля неоднократно обсуждался на заседаниях Морской коллегии при правительстве РФ. Вот вкратце история этого судна.

kaliningrad_45.jpg

Времени уже много, далее нам надо успеть на подводную лодку.

Но всё-таки на минутку вернёмся немного в прошлое. Академия наук СССР имела в своем составе 11 судов подобного назначения. После развала СССР, Роскосмосу досталось четыре судна из серии, описанной выше. Три судна Роскосмос потерял, отправив их на металлолом. Сохранилось только одно судно космической связи из этой «Звездной флотилии» «Космонавт Виктор Пацаев», которое сегодня пока является экспонатом музея Мирового океана в Калининграде.

Но самым навороченным и громадным морским судном из всех космических, является научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин".

Построено оно в 1971 году в Ленинграде на базе танкера. Длина 231,6 м, ширина 31,0 м, водоизмещение 45 000 т, осадка 8,5 м. Энергетическая установка паротурбинная мощностью 19 000 л. с., максимальная скорость хода 18 узлов. Дальность непрерывного плавания 20000 миль или 32190 километров. Судовые запасы: котельное топливо (мазут) 9000 т, дизельное топливо 1850 т, смазочные масла 115 т, котельная вода 80 т, питьевая и мытьевая вода 2100 т, провизия 180 т. Запасы провизии, топлива и масла рассчитаны на 130 суток, запасы пресной воды на 60 суток. Также, пресная вода могла быть получена от двух опреснительных установок, производительность которых составляла 40 т в сутки. В составе экипажа 140 человек, экспедиции 215 человек. Район плавания мореходными качествами судна не ограничен.

kaliningrad_46.jpg

Комфорт на судне. Экипаж и экспедиция могли воспользоваться двумя салонами отдыха. Был огромный спортивный зал, занимавший два яруса между двойным дном и первой платформой. Он также может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Ещё для демонстрации кино могло использоваться помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки первого яруса. Члены экипажа и экспедиции размещались в одноместных и двухместных каютах. Старший комсостав экипажа и экспедиции были поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС. Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней палубе, ближе к корме, сразу же за столовой.

kaliningrad_47.jpg

После распада СССР судно "Космонавт Юрий Гагарин" перешло в ведение Министерства обороны Украины, по назначению оно не использовалось и содержать его вышеуказанное государство не могло. Оно даже не смогло обеспечить должную его охрану, в связи с чем практически всё судно было разворовано и разукомплектовано. В конечном итоге в 1996 году судно было продано на металлолом австрийской фирме «Зюйд Меркур». Цена за тонну составила всего 170 долларов. Отправлять судно с таким именем на лом было бы кощунство и для этого есть своя методика. В таких случаях название корабля полностью либо частично закрашивают. Этот момент не стал исключением в фамилии Гагарин закрасили часть букв, одну в начале и две в конце, получилось «агар». Так в последний рейс из порта Ильичёвск ушло на утилизацию судно «Космонавт Юрий Гагарин». Произошло это 24 июня 1996 года, 01 августа 1996 года в 17 часов 15 минут судно село на мель в Индии недалеко от городка Аланг.

kaliningrad_48.jpg

Побережье Аланга это крупнейшая судоразделочная площадка в мире. Здесь находят свои пристанища около 50% всех судов в мире. Если присмотреться на фото выше, то можно увидеть рядом с судном «Космонавт Юрий Гагарин» стоит на мели и научно-исследовательское судно "Академик Сергей Королев". Учесть его аналогичная, оно было брошено и разграблено. Прибыл под именем «орол», также буквы были закрашены одна первая и две последние буквы.

Коль здесь достаточно глубоко затронута тема утилизации научно-исследовательских судов, то стоит отметить, как и когда произошла утилизация остальных экземпляров, которые упоминались в этой статье. Единственное отличие от судов переданных украине, наши практически до последнего использовались по назначению:
- судно «Космонавт Владислав Волков» и судно «Космонавт Павел Беляев» - в 2000 г. разобраны на калининградском СРЗ «Судоремонт-Балтика»,

kaliningrad_49.jpg

kaliningrad_50.jpg

- судно «Космонавт Георгий Добровольский» - продано на слом. Под именем «Cosmos» в марте 2006 года пришло в Аланг.

kaliningrad_51.jpg

Продолжение следует …

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб