С колёсами на базе шин Я-419 размером 580 х 220 мы столкнулись ещё во времена приобретения нашего первого мотовездехода Фермер. Тогда, купив технику, мы как-то не обратили должного внимания на задние колеса. В связи с чем, после, нам пришлось ехать в город Ковров и покупать новые колёса, чтобы они соответствовали рекомендациям завода изготовителя. Колёса заменили, а эти убрали. За то время пока колёса лежали без дела, мы несколько раз хотели их приспособить к прицепу Енот, и даже был проект абсолютно нового прицепа на широких колёсах. Но, из-за недостатка времени и отсутствия необходимости, задумки так и не реализовали. В итоге эти колёса в целостности и сохранности дожили до этого момента.

wheel_419_580x220_01.jpg

Теперь мы хотим их привести в порядок и установить на мотовездеход Тарзан. Стимулом к данным работам является наполовину изношенная задняя шина. Приступаем к работам. Когда достали колёса, первым вопросом, которым мы задались, был — как их разобрать? Вспомнили, что в инструкции на мотовездеход Фермер, имеется какое-то описание по поводу разборки и сборки колёс. Достали инструкцию. На странице 44 нашли раздел «демонтаж шины» и вот думаем — спасение, прочти и сделай. Фото-скрин приложим в конце статьи. Но нет, попробовав выполнить работы, описанные в инструкции, мы быстро поняли, что самим без повреждения деталей, колеса нам не разобрать. Даже пробовали полностью открутить все винты, придумывали разные варианты, но всё тщетно. Шина не поддавалась, сидела как одно целое с колёсным диском. Закрутив по диагонали четыре болта, мы отправились в шиномонтаж. Специалист по колёсам был очень удивлён данному экземпляру. С таким к нему ещё не приезжали. У мастера были сомнения, что колесо влезет в шиномонтажный станок. Но ничего, запихнули. Шина от бортов диска отходила неохотно. Её ни разу никто не снимал, и за много лет она хорошо «присохла». Посмотрев на это, стало ещё очевиднее, что своими силами нам точно было не разобрать (по крайней мере, сохранить целостность деталей вряд ли удалось бы). Из шиномонтажа мы привезли уже набор деталей, больше похожий на конструктор. Стало интересно, сколько же деталей включает в свою конструкцию колесо. Чуть позже обязательно пересчитаем.

wheel_419_580x220_02.jpg

Следующей частью нашей работы была очистка дисков от ржавчины и старой краски. Почистили абсолютно всё: малый и большой обода, центральный алюминиевый сегмент - ступицу и, даже со щёткой, отмыли резину.

wheel_419_580x220_03.jpg

Перед дальнейшей работой приступаем к осмотру деталей диска. Здесь мы обратили внимание на резиновый уплотнитель ступицы. Он был несколько подозрителен и немного свободно садился на ступицу. Поскольку колесо разобрать не так просто, данный уплотнитель мы, не задумываясь, решили заменить.

 

Но приобрести такой элемент колеса не так просто. У нас где-то есть колесо от мотовездехода Фермер, на котором шина под замену, и так как колесо пока без надобности, можно позаимствовать эту деталь у него. Взяв это колесо, мы вновь направились в шиномонтаж. Колесо разобрали, уплотнитель заменили. Ещё было замечено, что центральный сегмент колёсного диска отличается от того, который мы разобрали до этого. В колёсных дисках от Фермера установлена облегчённая ступица.

wheel_419_580x220_04.jpg

Так же, на нём с обеих сторон имеется декоративный рельеф.

wheel_419_580x220_05.jpg

Для сборки колеса подготовлено абсолютно всё. Теперь пересчитаем все детали, из которых состоит колесо. Итак, колесо включает в себя аж 68 деталей:
- Покрышка (шина) 1 шт.,
- Половина диска глубокая 1 шт.,
- Половина диска мелкая 1 шт.,
- Центр 1 шт.,
- Уплотнитель резиновый 1 шт.,

wheel_419_580x220_06.jpg

- Болт М8х 12 шт.,
- Шайба 8 мм 24 шт.,
- Гровер 8 мм 12 шт.,
- Гайка М8 12 шт.,
- Золотник 1 шт.,
- Нипель 1 шт.,
- Защитный колпачёк-ключ 1 шт.

wheel_419_580x220_07.jpg

Когда все детали были подготовлены к сборке, то появился естественный вопрос — можно ли тут обойтись без оборудования для шиномонтажа? Особых противоречий вроде тут не было. Самым простым и доступным способом из всех, которые мы сходу придумали, оказался метод постепенного стягивания ободов при помощи длинных шпилек. Для сборки нам понадобится три шпильки длиной 15 сантиметров, шесть шайб и шесть гаек с резьбами М8. 

wheel_419_580x220_08.jpg

Приступаем к сборке. Первым делом в малый обод устанавливаем ниппель, потом вкручиваем золотник и накручиваем защитный колпачок.

wheel_419_580x220_09.jpg

Далее на ступицу колёсного диска устанавливаем резиновую прокладку-уплотнитель. Перед установкой её смазываем силиконовой смазкой. Смазка использовалась в виде спрея в баллончике.

wheel_419_580x220_10.jpg

Несмотря на то, что прокладка достаточно эластичная, сильно её растягивать не стоит, так как непонятно как она себя поведёт, ведь ей уже более двадцати лет.

wheel_419_580x220_11.jpg

Посадочные места шины и обоих ободов тоже смазываем силиконовой смазкой. После этого, перевернув узкий обод, на него кладём ступицу с установленным резиновым уплотнителем.

wheel_419_580x220_12.jpg

Теперь, сверху на эту конструкцию кладём шину. В этой части работ необходимо учесть направление рисунка протектора.

wheel_419_580x220_13.jpg

Далее на шину кладём широкий обод колеса и устанавливаем три ранее подготовленные шпильки, при этом с нижней стороны каждой шпильки должна быть накручена гайка и установлена широкая шайба.

wheel_419_580x220_14.jpg

Теперь, на каждую шпильку, с противоположной стороны, устанавливаем широкую шайбу и накручиваем гайку. Далее, равномерно, по очереди, с интервалом в один оборот, закручиваем гайки всех трёх шпилек. Диск стягиваем постепенно, плавно распределяя нагрузку. В противном случае, не смотря на широкие шайбы, возможна деформация мест, где установлены шпильки.

wheel_419_580x220_15.jpg

Чем ближе друг к другу сжимаются обода дисков, тем больше напряжение в местах, где установлены шпильки. Как только появится возможность устанавливать штатные винты, сразу это делаем. Установив весь крепёж во все свободные отверстия, можно удалять стягивающие шпильки и завершать установку штатного крепежа.

wheel_419_580x220_16.jpg

Далее, по кругу, по пол оборота, закручиваем весь крепёж до полной затяжки.

wheel_419_580x220_17.jpg

После чего, у нас получается конструкция, в которой шина приобретает более узкий профиль, с торчащими с каждой стороны ободами.

wheel_419_580x220_18.jpg

Для того чтобы шина села на своё место остаётся только накачать колесо. В инструкции на странице 44, разделе Монтаж шины, рекомендуется поднимать давление в шине до трёх атмосфер (максимум). Но так как мы ещё до сборки смазали металлические обода и посадочное место на шине силиконовой смазкой, то покрышка встала на своё место при одной атмосфере. После того как мы осмотрели колесо со всех сторон (нужно убедиться, что шина села во всех местах), спускаем давление в колесе до рабочего. Рабочее давление данного колеса составляет в пределах от 0,2 до 0,45 кгс/см в квадрате. По крайней мере, такая информация приведена в инструкции по эксплуатации. Всё, колёса собраны и готовы к установке на мотовездеход.

wheel_419_580x220_19.jpg

wheel_419_580x220_20.jpg

В инструкции по эксплуатации так же был найден интересный абзац, процитирую его полностью без изменений: «В случае отсутствия ремонтных средств или ремонтонепригодности шины и обода, возможна установка камеры размерности 13" (применяется на автомобилях ВАЗа).».

wheel_419_580x220_21.jpg

Информация достаточно интересная. Вообще инструкция, из которой взята вышеприведённая информация, на мотовездеход Фермер, а ведь там колеса ещё шире чем на Тарзане. Возможно, если написано, то на заводе проэкспирентировали, прежде чем дать такую рекомендацию.

 

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб