Мото / Завод имени В.А. Дегтярева и его детища, которые так близки нам / ЗДК 5.ХХХ Тарзан 2Х2 / Мотоцикл 2Х2 - Тарзан. История его создания и приобретение.

Началась эта история двадцать три года назад в 1994 году. Это был совместный проект завода имени Дегтярёва и Нижегородского политехнического института. Руководил разработками заместитель главного конструктора завода Анатолий Алексеевич Заплаткин. В планах было разработать полноприводный мотовездеход с колёсной формулой 3х3. На момент проектирования серийно уже выпускалось транспортное средство повышенной проходимости «ЗДК 5.904 – Фермер» с колёсной формулой 3х2. Его и взяли за основу. Принялись за работу. Начали с переднего привода. Перебрав всевозможные варианты передачи вращения от двигателя к переднему колесу, они остановились на самой простой и надёжной схеме: двигатель, коробка отбора мощности, приводная цепь, карданный вал, приводная цепь и колесо.

tarzan_Introduction_01.jpg

С задачей касающейся переднего привода они справились. Реализовали передний привод в соответствии с проектом. В конструкции привода был учтён важный момент - передняя подвеска сохранила способность амортизировать и имелась возможность корректировки натяжения обеих цепей (что действительно очень важно). Почти все основные детали и элементы передней вилки остались от Фермера, только левый стакан амортизатора немного подвергся доработке (его мы подробно рассмотрим позже в следующих статьях). Приводные цепи в данной конструкции стандартные (шаг 428, ПР-12.7-18.2), карданный вал был задействован от рулевой колонки автомобиля ГАЗ 66. Оригинальными получились звёздочки привода (их аж четыре штуки), коробка отбора мощности, балка передней цепной передачи (это дополнительный элемент рамы справа) и кронштейн привода, установленный на левом стакане переднего амортизатора. 

tarzan_Introduction_02.jpg tarzan_Introduction_03.jpg

После работы над передком они занялись доработкой редуктора заднего моста. Там велись работы по реализации самоблокирующегося дифференциала. И это им тоже удалось. Жаль, что нет подробной информации о данном техническом решении. После воплощения задуманного, были проведены заводские испытания. Они завершились достаточно успешно. Возможно по итогам проделанных работ, экономисты подсчитали сколько средств придётся вложить в производство для выпуска такой модификации и отложили эту затею. Немного подробнее об этой разработке писали в журналах МОТО за январь 1997 на страницах 12-14 и за февраль 1997 на страницах 39-41. 

Через некоторое время был разработан мотовездеход с колёсной формулой 2х1 «ЗДК-200 2ШП», впоследствии получивший название «Лапоть». За основу был взят мотоцикл «ЗДК-5.104 – Курьер». На нём заменили траверсы передней вилки и вкатили колесо от Фермера. После был разработан оригинальный задний маятник и так же, как и спереди было установлено колесо от Фермера. Ещё от Фермера ему достался щиток приборов, обтекатель, фара и переднее крыло. Передача вращения на заднее колесо была реализована при помощи промежуточного вала и состояла она из двух цепей (шаг 428, ПР-12.7-18.2).

tarzan_Introduction_04.jpg

В 2000 году по заказу одного зарубежного предпринимателя из Англии, была выпушена мелкая серия этих вездеходов из пяти штук. Того предпринимателя звали Нейв Мейсон. В последствии выяснилось, что Мейсон делал ребрендинг русских мотовездеходов и выдавал за свои. Возникли трения. К согласию в данном вопросе прийти не удалось, и выпуск моделей «ЗДК-200 2ШП» был прекращён. Об этом инциденте писали в журнале МОТО за февраль 2002 на страницах 34 и 35.

Медленно, но верно мы подобрались к главному - истории создания мотовездехода с колёсной формулой 2х2 «Тарзан». Это тоже был совместный проект. в котором принимали участия специалисты завода имени Дегтярёва и сотрудники журнала МОТО. Зачинщиком этого мероприятия был журнал МОТО. Перед группой энтузиастов стояла задача создать полноприводный мотоцикл для подъёма на гору Эльбрус. С этим они обратились к заместителю главного конструктора завода имени Дегтярёва Анатолию Алексеевичу Заплаткину, так как он обладал большим опытом создания полноприводной техники. Им не отказали и согласились оказать помощь. Поскольку наработки в этом направлении были, то ситуация значительно упростилась. В качестве материала для создания мотоцикла с приводом на оба колеса, были предложены полноприводный «Фермер» и мотовездеход «ЗДК-200 2ШП». Собрали один мотоцикл из двух. Первые испытания показали, что скорость мотовездехода необходимо значительно занижать - требовалось разработать и сделать что-то вроде демультипликатора. Понижающий узел был разработан и изготовлен. Причём, вроде как даже с задней передачей, которую в последствии убрали за ненадобностью и с расчётом на увеличение надёжности мотовездехода. Мотоцикл доработали.

tarzan_Introduction_05.jpg tarzan_Introduction_06.jpg

После очередных испытаний стало ясно, что нужно создавать аппарат меньшей массой. «Тарзан» получился слишком тяжёлым (его вес приблизился к ста девяносто килограммам). Более подробно об экспериментальном образце полноприводного мотовездехода было написано в журнале МОТО за июнь 2002 года на страницах 42-44. Впоследствии был создан второй мотоцикл с полным приводом «Баксан 2WD» (о его создании можно подробнее почитать в журнале МОТО за июль 2003 года на страницах 60-63). В итоге, после завершения всех подготовок, въезд на вершину горы удался. Подробно об этой экспедиции написано в журнале МОТО за октябрь 2003 год на страницах 70-87. Прошло немного времени. Больше никакой информации о мотовездеходе Тарзан не было. Уникальная техника стала никому не интересна и забыта.

В феврале 2008 года мы поехали в город Ковров. В то время нами велись работы по восстановлению первого Фермера. Уже тогда запчастей на него нигде не было, и мы решили ехать в магазин при заводе.

tarzan_Introduction_07.jpg

Туда и обратно почти семь сотен километров. Но поехать на родину техники, которая дала нам столько незабываемых и яркиких жизненных воспоминаний (напишем и об этом), было одним удовольствием. Первым делом мы нашли проходную завода.

tarzan_Introduction_08.jpg

Потом посетили стелу, посвящённую работникам этого завода.

tarzan_Introduction_09.jpg

И после этого, зашли в магазин мотозапчастей Восход.

tarzan_Introduction_10.jpg

Там прикупили целую коробку запчастей для нашей мототехники, глушитель и колёса для Фермера.

tarzan_Introduction_11.jpg

Далее заехали на местный рынок мотозапчастей. Там мы ещё прикупили немного мелочёвки и пообщались народом. Между делом узнали, что мотовездеход «Тарзан» уже не на заводе ЗИД. Его продали. Кому выяснить не удалось. Ещё немного поболтавшись по рынку мы поехали домой. Потом была вторая поездка в город Ковров (тогда мы поехали за прицепом «Енот»). Сейчас уже можно себе задать вопрос случайность ли это или нет? Но здесь мы узнаём об очередной перепродаже «Тарзана». Но помочь нам выйти на нового хозяина техники никто не решался. Мы очень хотели хотя-бы взглянуть на Тарзана. Уж очень интересная техника. К тому времени мы даже приобрели «ЗДК-5.104 – Курьер» под новый проект.

tarzan_Introduction_12.jpg

Из него мы стали создавать своего «Лаптя», но название ему дали другое – «Медведь». 

tarzan_Introduction_13.jpg

Здесь ничего нового мы не придумывали. Всё практически как по инструкции. Установили на раму от Курьера переднюю вилку Фермера и стали проектировать задний маятник.

tarzan_Introduction_14.jpg

Но бытовуха и недостаток в финансировании притормозили это направление. Через какое-то время, после начала создания своего двухколёсного мотоцикла на широких шинах, на одном из Интернет аукционов мы увидели объявление о продаже Тарзана. Вот он!

tarzan_Introduction_15.jpg tarzan_Introduction_16.jpg

По стоимости Тарзан тянул на четыре Фермера в идеальном состоянии. Так как у нас был неподдельный интерес к этому уникальному экземпляру, мы задумались о его приобретении. Звоним продавцу. Пообщались. Вроде это действительно тот легендарный мотоцикл. Нужно внести задаток. Решили рискнуть, будь что будет. Перечислили предоплату около пятнадцати процентов. Кому, за что? Поехать за мотоциклом смогли только через несколько дней. В очередной раз едем в город Ковров (уже практически как к себе домой). Только в этот раз как-то всё по-другому. Обстановка немного напряженная. Едем за покупкой, но состоится ли она? Развод или действительно станем обладателями легенды? … Пять часов в пути. Город Ковров.

tarzan_Introduction_17.jpg

Въехали в город, звоним. Гудки идут…, уже хоть что-то. Разговор состоялся, и нас едут встречать. Как-то стало спокойнее… Прибыли на место. Да, это он! Просто какая-то реальная-нереальность… Мотовездеход даже на ходу. Заводим. Запустился двигатель достаточно легко, но дымит страшно. Похоже масла налили много или смесь топлива старая. Нас практически заставили на нём прокатиться. Проехались, управление просто жесть. С непривычки ехать на нём очень трудно. Но за пеленой эйфории этого было незаметно. Попили чай. Расплатились и поехали домой. Приём был действительно тёплым, спасибо за гостеприимство и за технику. Прибыли! Разгрузка. 

tarzan_Introduction_18.jpg

Продолжение этой истории в следующей части...

Lead Pepelats
17 июля 2017 / 09:35
Требуем продолжения!!!
Дима (Гость)
21 августа 2017 / 22:36
Добрый день. Меня зовут Дима. Хочу поинтересоваться судьбой Тарзана, а так же начатый проект Курьера на шинах от Фермера. Хочу собрать давнюю задумку. Буду рад пообщаться, если у Вас будет время. Просто не так давно упустил интересующий вариант. И нет мыслей по установке заднего колеса.
vinserg
22 августа 2017 / 09:25
Приветствую! Проект Курьера на колёсах от Фермера ждёт когда найдётся время. Абсолютно весь материал и запчасти имеются, даже есть аналог зарубежного амортизатора в замен оригинального. Дело за малым, сесть и спроектировать маятник. Надеюсь в скором времени продолжить. Только первый Фермер дособеру. По Тарзану статьи буду стараться выпускать регулярно. Материал уже есть. Пообщаться мы не против.
Laser (Гость)
16 октября 2017 / 21:42
Вы молодцы, что купили его и не пожалели денег!
Только почему-то забыли упомянуть главного идеолога "Тарзана" и "Баксана" Ивана Валентиновича Ксненофонтова.
Тарзана сконструировали с его подачи, а Баксан они строили вместе со своим коллегой Войтенко.
Могу вас связать с Ксненофонтовым, при необходимости.
vinserg
16 октября 2017 / 22:04
О них в планах написать в следующей статье. Если есть возможность связаться, я только за.
Леонид (Гость)
24 октября 2017 / 14:05
добрый день, меня зовут Леонид, спасибо за интересную историю о создании тарзана хотелось бы о продолжении о тарзане ,и еще вопрос почему американцы выпускаюн рокон а мы как всегда не можем
vinserg
24 октября 2017 / 16:50
Предисловие. Пишу практически без эмоций, пульс и дыхание ровные.
Начну с последнего, мы можем, но есть ряд но, а именно: рокон успешно впаривается военным, а это главный стимул. Потому что за 12 000$ доРаЛов мопед себе позволить может далеко не каждый. Кредитная система америки имеет менее варварский процент, поэтому кто реально фанатеет от рокона может себе приобрести. Нефтяники, газовщики тоже приобретают, да и все службы которым это действительно необходимо. Там как-то это всё немного по-другому. В общем первое это цена, к ней мы ещё вернёмся. Второе: в америке гораздо проще зарегистрировать новую разработку и даже не смотря на имеющуюся и достаточно развитую коррупцию. У нас же решётку радиатора на машине нельзя сменить, я уже не говорю про бампер. Третье: на производство к ним не ломятся проверяющие органы с жаждой наживы. И это только те моменты, что лежат на поверхности.
Теперь перенесёмся к нам. Начнём с истоков. Вот лежит передо мной несколько труб, металл различного профиля и типа, стоят станки, сварочный участок и т.д. И задумался я создать что-то действительно полезное. Сделал чертежи и проект… Кстати, это реально из ранних размышлений! Но… Посмотрим на реалии. У нас любое производство обхаживают толпы проверяющих (дверь не будет успевать закрываться). И они не ходят к тебе только в одном случае, если ты сам ходишь к ним (…). Тут даже доказывать ничего не надо… и так все всё знают. Ладно, создал ты свой шедевр. Далее НАМИ или подобное учреждение. Есть такое выражение как круги ада, здесь будут лабиринты ада. Даже представить страшно сколько надо денег… А далее самое главное! Рынок сбыта. Начнём с цены на рокон, он на наши деньги стоит 680 000 рублей. Что тут сказать я не знаю …, думайте сами. Но вернёмся к нашим прикидкам, поехали: военным что-либо продать не получится, просто не пустят туда. Тогда кто будет потребителем? Археологи, геологи, нефтяники, газовщики …, вряд ли …, здесь тоже не дадут втиснуться и не из-за того, что кусочек тортика кто-то отхватит. Вас просто никто не услышит. … вы что, у нас столько не разрешённых вопросов (причём далеко не профессионального направления), а вы к нам с мопедами. Да и не далеко не в вопросах дела будет, лень этим заниматься. Ну что же нет так нет, пойдем дальше к простым покупателям. А им сейчас не до этого спецтранспорта. Большинство концы с концами свести не могут. А двухколёсный внедорожник получится дороговато, особенно если его не выпускать массово. Даже если удастся уложиться в 200 тысяч рублей (мелкосерийное производство) – 300 тысяч рублей (3 – 5 штук). Это дорого. Не будет такого спроса даже чтобы производство вышло хотя бы в ноль.
Завершая этот вопрос могу сказать лишь одно, мы, то есть наша страна может, только это должно инициироваться на уровне правительства и в честной конкуренции как это происходило в СССР. Вот интересная статья: http://www.motoxp.ru/journal/99/history/eksperiment.html
Вот наш премьер-министр Дмитрий (буду ему признателен если он почитает) любит инновации, мы готовы взяться за разработку и создание мотовездехода аналогичному рокону, в том числе провести испытания и организовать производство. Дмитрий, как насчёт гранта?
А продолжения про мотовездеход «Тарзан» будут. Подписывайтесь чтобы не пропустить.

Также рекомендую: http://automotogarage.ru/travels/off-road_2017/
Mich67 (Гость)
24 октября 2017 / 17:40
Как пример есть ещё Лебедев-гараж. Там всё по простенькому в плане документации. И вся продукция на китайских комплектующих, но ребята трудятся на чистом энтузиазме и на сколько я знаю ели сводят концы с концами.
МОТО-КОВРОВ (Гость)
25 октября 2017 / 01:41
Почитав рассказ вспомнились 90-е, работа в СКБ ЗиДа. Почти два года я участвовал в испытаниях полноприводного Фермера. Идея была не плохая. Портили картину слабые рама и двигатель, кардан часто выходил из строя.
Тарзана в своё время не смог купить из за отсутствия денег.
Рад что он попал в хорошие руки.
vinserg
25 октября 2017 / 11:19
Да, если Сову рама носит нормально, то Фермер её ломает в одном и том же месте. У меня оба мотовездехода уже с доработкой и ещё одна лежит с подобной проблемой (так как было вообще три Фермера):
http://automotogarage.ru/moto/zid/fermer/I/repair_frame-v2/
http://automotogarage.ru/moto/zid/fermer/II/repair_frame/
Вообще тема отечественных мотовездеходов очень интересная.
Леонид (Гость)
25 октября 2017 / 12:49
спасибо за подробные объяснения ,и все таки жаль что у нас так все печально ,полноприводный фермер штука классная ,кажется был образец для армии,
vinserg
25 октября 2017 / 13:13
Начну опять с последнего. Если удастся что-то найти про разработки для военных по части Фермера, то обязательно напишем.
Про полноприводный Фермер. Да, соглашусь, очень интересный образец получился.

Если материал действительно понравился делитесь им с друзьями, родственниками, да и вообще со всеми. Это для нас будет большим стимулом писать новые статьи и в подробностях рассказывать о технике.
МОТО-КОВРОВ (Гость)
27 октября 2017 / 00:30
На фото экспонат моего музея полноприводный "Чегет-200", на нём я поднимался до высоты 4100 (чуть выше "Приюта одинадцати". Авторы Алексей Гарагашьян, Гиви Гвирджишвили, Иван Ксенофонтов и я.
vinserg
27 октября 2017 / 11:41
Очень интересный экземпляр. В особенности привод. Сейчас точно не помню, но мне кажется про эту модификацию привода была статья в журнале МОТО.
Леонид (Гость)
28 октября 2017 / 14:35
ДА КУЛИБИНЫХ НА РУСИ ВСЕГДА ХВАТАЛО И ДЕЛАЮТ НЕПЛОХИЕ ВЕЩИ ,ОДИН СДЕЛАЛ УРАЛ ПОЛНОПРИВОДНЫМ Я ИМЕЮ ВЕДУ МОТОЦИКЛ В АРХАНГЕЛЬСКЕ ВЫПУСКАЮТ ПОЛНОПРИВОДНЫЕ МОТОЦИКЛЫ ,А ГАРАЖНЫХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ ТОЖЕ ХВАТАЕТ, ЗНАЧИТ КОМУ-ТО ЭТО НАДО, И МОЖНО ПОДРОБНЫЕ ФОТО ПЕРЕДНЕГО ПРИВОДА ТАРЗАНЕ, СПАСИБО

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб