Оборудование / Проект - СТОЛЯРКА / Станок СТД-120м - модернизация и полное восстановление. / Новый электродвигатель станка СТД 120 - переборка, покраска

Ещё пять месяцев назад, мы занялись вопросом ремонта силового агрегата токарного станка. Для этого отобрали пару компаний по ремонту электродвигателей. После подготовили и направили в их адрес запрос на расчёт стоимости восстановления сгоревших обмоток. Удивительно, но никто не откликнулся. Похоже, что интереса в перемотке двигателей малой мощности нет. Или возможно, что просто так совпало? Работ по станку много поэтому пришлось ремонт мотора отложить на неопределённый срок. Время шло, процесс реставрации инструмента набирал темп. После того как уже стали вырисовываться новые черты станка, нужно было приниматься за решение вопроса с электродвигателем. Самостоятельно рассчитав стоимость перемотки электродвигателя, решил посмотреть может, стоит купить мотор, бывший в употреблении. Начал изучать предложения «интернет-барахолок» и съездил на блошиные рынки. На блошиных рынках некоторые «бизнесмены» крайне оторваны от реалий жизни и задирают цены до уровня новых вещей, на которые к тому же даётся гарантия производителя. А тут что случилось, не найдёшь его и ничего не предъявишь. Но это не единственная причина отказа покупки двигателя на рынке, просто большая часть их была маломощна или не подходила по скорости вращения вала. Пришлось мониторить «интернет-барахолки». В итоге мотор добыл через профильный форум по аналогичным станкам. Договорились с продавцом, наконец-то через неделю коробочка лежала у нас на столе. Цена вопроса даже с учётом доставки из Ульяновска получилась ниже стоимости ремонта сгоревшего мотора.

motor_airm63b2u2_01.jpg

Вскрываем коробку. Не каждый раз можно видеть внутреннюю качественную защиту присылаемого товара. Здесь всё на высшем уровне. Товар полностью проложен пенопластом.

motor_airm63b2u2_02.jpg

Извлекаем двигатель из коробки. Это больше похоже на конструкцию какого-то настольного точила, не хватает только оснастки на валу. Кстати про вал! Цена на двигатель, возможно, была низкой из-за самого кончика вала, там, где и устанавливается оснастка. Его зачем-то укоротили, потом пытались протачивать (судя по проточке это был напильник, который сделал на валу «яму»), а в конечном итоге торец вала подзабили керном. То, что вал был обрезан, это мы знали, но то, что есть ещё сюрпризы, это открыли для себя позже, при осмотре. Будем вал лечить.

motor_airm63b2u2_03.jpg

Долго не думая, откручиваем крышку электрических контактов и отсоединяем клеммы.

motor_airm63b2u2_04.jpg

Далее демонтируем мотор от импровизированной станины и приступаем к детальному осмотру. Кроме вала и непонятного заводского лакокрасочного покрытия пока ничего не выявлено. Краска местами сходит после проведения ногтём. Это не страшно, так как всё равно детали под покраску.

motor_airm63b2u2_05.jpg

Приступаем к полной разборке электродвигателя. Очередная ревизия выявила отвалившиеся балансирные груза ротора, не качественное литьё и погрешности в намотке провода. Если информация будет полезной, то в конце статьи приведу данные о модели изделия, стране изготовления и факты изъянов.

motor_airm63b2u2_06.jpg

Переходим к восстановлению вала ротора. Кончик удлиним при помощи небольшого сегмента, его зафиксируем при помощи электросварки. Далее, сваренную конструкцию обработаем на токарном станке. Итак, начинаем процесс ремонта: устанавливаем в токарный патрон подходящую заготовку и протачиваем её, оставляя запас около миллиметра на итоговую чистовую обработку.

 

Для того чтобы уверенно прижать ремонтируемые детали и соосно их отцентрировать, в заготовке сделаем специальное сверление центровочным сверлом.

motor_airm63b2u2_07.jpg

После изготовления дополнительного элемента, можно устанавливать ротор электродвигателя в токарный патрон. Его фиксируем с минимальными биениями. Точность по биению, которую мне удалось добиться составило восемь сотых миллиметра.

motor_airm63b2u2_08.jpg

Теперь при помощи люнета создаём ротору вторую точку опоры. Эту роль на себя примет один из подшипников ротора. Так как сварочные работы будем проводить непосредственно в токарном станке, то его нужно защитить от разбрызгивания металла.

motor_airm63b2u2_09.jpg

Станину и прилегающие детали защитим при помощи толстой джинсы.

motor_airm63b2u2_10.jpg

Процесс сварки деталей завершён.

motor_airm63b2u2_11.jpg

Теперь выполняем чистовую проточку вала.

motor_airm63b2u2_12.jpg

Финальной задачей по ремонту вала является сверление отверстия диаметром пять миллиметров и нарезания резьбы М6. После этого сразу приступаем к профилактике подшипников ротора. Их зачем-то смазали (не на заводе) графитной смазкой, что категорически запрещено делать в электродвигателях. Запрет объясняется электропроводностью смазки. Кому же уже имеются следы её утечки. Итак, снимаем защитную вставку и промываем подшипники.

motor_airm63b2u2_13.jpg

Чтобы упростить процедуру помещения в подшипник смазывающего материала, задействуем медицинский шприц.

motor_airm63b2u2_14.jpg

Так же на ротор ещё необходимо установить балансировочные грузики, найденные ранее внутри двигателя.

motor_airm63b2u2_15.jpg

Работы по ротору завершены: подшипники смазаны, грузики установлены, посадочное место на валу восстановлено.

motor_airm63b2u2_16.jpg

Следующим шагом мы принимаемся за муторную работу по подготовке двигателя к покраске. Пожалуй, это самый долгий процесс из всех которые проводили с этим агрегатом.

motor_airm63b2u2_17.jpg

Все детали покрашены, подобран новый крепёж и даже выточен шкив. Про изготовление шкива и расчёт его диаметра можно почитать в статьях: Расчёт диаметров шкивов ремённой передачи. Онлайн калькулятор. и Точим шкив для поликлиновидного ремня.

motor_airm63b2u2_18.jpg

Приступаем к сборке электродвигателя. Первым делом установим фронтальную крышку на подшипник ротора и напрессуем шкив для привода ремней.

motor_airm63b2u2_19.jpg

Ротор с передней крышкой установлен.

motor_airm63b2u2_20.jpg

Переходим к установке задней крышки двигателя.

motor_airm63b2u2_21.jpg

Далее установим охлаждающую крыльчатку и защитный кожух.

motor_airm63b2u2_22.jpg

Крыльчатку будем напрессовывать на вал при помощи большой струбцины и небольшой проставки.

motor_airm63b2u2_23.jpg

После установки кожуха готовим к монтажу детали коммутационной коробки электродвигателя.

motor_airm63b2u2_24.jpg

На этом сборка силового агрегата завершена.

motor_airm63b2u2_28.jpg

motor_airm63b2u2_27.jpg

Подведём итоги. Тип двигателя АИРМ63В2У2 сделан в Украине. Мотор производства 2000 года. Что было выявлено в ходе профилактики:
- отвалившиеся груза балансировки ротора;
- много погрешностей при литье деталей корпуса;
- укладка витков проволоки оставляет желать лучшего, операция выполнена небрежно имеются загибы витков при стягивании обвязочным шнуром;
- лакокрасочное покрытие очень странное, удалить его обычным средством для снятия старой краски было затруднительно. При нанесении жидкости, краска не сворачивалась, а превращаясь в субстанцию похожую на кисель. Которую в последствии было трудно удалить. В связи с этим сам корпус двигателя очищался от краски механическим способом.

motor_airm63b2u2_29.jpg

motor_airm63b2u2_30.jpg

В следующей части работ мы перейдём к подбору и приобретению частотного преобразователя.

P.s. Восстановить оригинальный двигатель станка желание есть. Выбрасывать или сдавать его в металл не будем. Компаниям, которые хотят помочь нам в ремонте агрегата пишите, мы готовы в этом направлении посотрудничать.

Статьи по восстановлению станка:

Приобретение токарного станка по дереву стд-120м 

Электродвигатель станка СТД 120 - разборка, диагностика

Разборка узлов и агрегатов станка СТД-120м

Токарный станок СТД 120 – покраска

Сборка СТД 120 - станина, задняя бабка

Новый электродвигатель станка СТД 120 - переборка, покраска эта статья

Частотный преобразователь VACON. Распаковка, настройка, тесты.

Точим шкив для поликлиновидного ремня

Сборка СТД-120м - передняя бабка

Столешница для токарного станка СТД-120м

 

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб