Оборудование / Проект - ЛИТЕЙКА / Ошибки при литье по выжигаемым моделям

Давно хотел попробовать отлить деталь более сложной формы, чем просто круглые болванки, тем более возникла необходимость в создании стенда для тестирования электрических компонентов мотоциклов ЗИД. Для этого была разработана схема тестирования и соответствующая методика. Следовательно, нужно делать оснастку и специальные приспособления.

В ходе разработки технической части было решено задействовать токарный станок в качестве привода генератора. Он будет вращать ротор (подробнее об этом будет написано чуть позже в другой статье). Соответственно статор нужно будет как-то закрепить. И крепление должно быть максимально надёжным. Разработал чертёж. В нём учёл запас на фрезеровку и расточку отлитой детали.

errors_of_the_master_01.jpg

Быстренько из пенопласта сделал макет и обмазал его алебастром. Теперь эту конструкцию нужно было прокалить в духовке, но во время прокалки, форму разорвало, точнее от вскипания пенопласта она треснула. Таких попыток было две, с разными температурами. Хотя всё произошло раньше, чем мы успели поднять температуру в духовке до рекомендуемой для прокалки.

errors_of_the_master_02.jpg

После двух неудачных попыток, принялся за изготовление нового макета.

errors_of_the_master_03.jpg

В этот раз использовал белый пенопласт. Раскроил его на отдельные элементы.

errors_of_the_master_04.jpg

Потом склеил его при помощи клея ПВА. Чтобы лучше всё склеить элементы прижал алюминиевыми заготовками.

errors_of_the_master_06.jpg

Теперь снова нужно обмазать макет алебастром. Для того чтобы продлить живучесть смеси и в спокойном режиме обмазывать деталь, нужно в приготавливаемый раствор добавить немного лимонной кислоты.

errors_of_the_master_05.jpg

Макет обмазал. Потом высушил естественным путём на сколько это было возможно (сушил трое суток). Далее пенопласт внутри формы растворил ацетоном. После снова сушил. Далее прокаливал макет в два этапа. Сперва при температуре до 90 градусов в духовке, а потом на раскалённом песке.

 

В этот же день заняться литьём не получилось.

errors_of_the_master_07.jpg

На следующий день залил форму, снова брак. Алюминий кипел и просился наружу.

errors_of_the_master_08.jpg

Четвёртая попытка, принялся за изготовление макета. Благо дело, пенопласт есть.

errors_of_the_master_09.jpg

Расчерчиваем основание.

errors_of_the_master_10.jpg

Размечаем вертикальный элемент.

errors_of_the_master_11.jpg

Всё готово, осталось только склеить.

errors_of_the_master_12.jpg

Очередной макет готов. На изготовление макета из пенопласта уже уходит не более трёх минут.

errors_of_the_master_13.jpg

Четвёртая попытка больше экспериментальная, чем нацеленная на результат. Получится так получится, а нет так нет. На этот раз просто засыплю макет песком, сделаю литник и вылью расплавленный металл.

errors_of_the_master_14.jpg

Макет закопан. Сверху торчат литник и выход.

errors_of_the_master_15.jpg

Залил металл. Уже ближе к делу. Но опять не получилось.

errors_of_the_master_16.jpg

Хотя уже что-то. 

errors_of_the_master_17.jpg

Проанализировав сложившуюся ситуацию у нас получились вот какие выводы:
- в первом случае, пенопласт при большой температуре вспенился и расширяясь разрушил оболочку. Возможно это специфика цветного пенопласта, но горит и плавится он также, как и белый. С белым пенопластом аналогичный эксперимент не проводил. В итоге обе попытки отлить заготовку были обречены ещё на первом этапе.
- второй случай, проблемой здесь стала вода. Не смотря на то что форму прокалили процесс литья не нужно было переносить на следующий день. Скорее всего за ночь даже в относительном сухом гараже форма опять набрала в себя влагу и соответственно во время заливки алюминий кипел и выплескивается наружу.
- третий случай, сложные формы деталей отливать путем простого литья в песок, как в данном случае не получится. При заливке горячий алюминий сжёг достаточно большую часть верха макета и песок под своей тяжестью устремился вниз, тем самым заполнив то пространство, которое должно быть залито металлом.

P.S. - Данные сложности не заставили нас сложить руки, и мы всё-таки сделали нужную деталь. Ссылка на следующую работу будет приложена позже.

Написать комментарий

Максимальный размер загружаемого файла: 5 Мб